Шаги жизни — проект формирования социальных компетенций воспитанников детского дома

Краткое описание

Проект "Шаги жизни" был реализован для детей детского дома № 3 г. Самары. Основная идея - развитие социальных компетенций ребенка через игру. Мероприятия проекта - настольные игры и решение персональных кейсов детьми по конкретным ситуациям, которые представлены в настольной игре ( с выездом за пределы детского дома), поездки детей на культурно-просветительские мероприятия. Проект «Шаги жизни» явился драйвером положительных сдвигов у целевой группы и качественному ее изменению по ряду параметров, а именно: 1. Информированность о социально-бытовых ситуациях и стратегиях разрешения этих ситуаций была повышена у каждого участника. 2. Дети пересмотрели свои позиции и роли, стали более гибкими. 3. У детей появилось понимание границ личности другого, большая тактичность в поведении. Итоги: Понимание детьми конкретной жизненной ситуации и владение стратегией ее разрешения. Проведено 38 занятий для 30 детей в возрасте от 9 до 13 лет.


Организация, реализующая практику

Автономная некоммерческая организация Музейно-образовательный центр «Школа-Музей-Культура»

Проблема, на решение которой направлена практика

Помимо семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на первый план  выходят проблемы социализации  этих детей.  Дети, живущие  в  детских домах,  плохо справляются с самыми обычными  вещами. У них есть трудности в общении с людьми, с ориентировкой в городе, с тем, что специалисты обозначают как социальные компетенции.


Территория, на которой реализовывалась практика

Самарская область

Цель и задачи практики (проекта)

Формирование социальных компетенций, поведенческих навыков и коммуникативных умений у воспитанников детского дома № 3 г. Самара через программу занятий «Шаги жизни».

Задачи:

  1. Мотивация детей  целевой группы, вовлечение их в проект.
  2. Пошаговая реализация программы «Шаги жизни».
  3. Формирование условий для дальнейшего устойчивого развития детей-участников проекта.

Преимущества и новизна данной практики

Сильной стороной проекта стала примененная методика работы с детьми - игра вместо рассказа и нравоучений, «проживание» реальной ситуации, встречающейся в жизни. Посредством игры, можно осваивать реальное через воображаемое. Это форма максимальной вовлеченности и включенности, позволяющая быть успешным в освоении нового даже человеку с неярко выраженной мотивацией к обучению.

Была использована следующая стратегия взаимодействия нашего специалиста-психолога и группы детей:

  1. Персонификация игры под актуальные образовательные потребности детей.
  2. Проведение игры, передача настольных игр группе для дальнейших тренировок.
  3. Обратная связь группе, указывающая на личный и групповой результат в игре, создание ситуации переживания детьми чувства «могу, умею, интересно».
  4. Апробация полученных знаний в реальной городской среде.

Персонализация задания, привязка игры к конкретному месту (детский дом) Самары, отсутствие абстрактных ситуаций настольных игр - было одобрено детьми. Как показала практика, настольные игры являются интуитивно понятной детям формой, которую они готовы принимать, как обучающую. Детям понравилась как форма, так и сегментированное, удобное для восприятия, социализирующее содержание игры. В процессе игры группа быстро поняла правила и уловила необходимость действий по кооперации.


Технологии и механизмы реализации практики

Специалистами музейно-образовательного центра была разработана, персонифицированная для детей детдома, серия социализирующих обучающих игр, охватывающих сферы здоровья, здравоохранения, финансов и потребительских моделей, города и безопасной городской среды, культурного  окружения и досуга. Правила игры обозначают основную форму применения игрового комплекта, но позволяют творчески их дополнять педагогу или ребенку в процессе взаимодействия, делая игру «своей», повышая мотивацию к игре. Игра - это пошаговая реализация поведенческой стратегии в каком-либо жизненном сценарии. Она работает на понимание ребенком жизненной ситуации и владение стратегией ее разрешения.

У детей, повысился уровень знаний о Самаре, значимых городских объектах и маршрутах общественного транспорта, появились минимальные навыки финансовой грамотности (что такое бюджет, какова структура обычных расходов при самостоятельном проживании, какие ситуации могут возникать при планировании доходов и расходов), устройстве лечебных учреждений и специализаций врачей.

Более важным, представляется следующий аспект - у детей появилось понимание важности переговорного процесса во взаимоотношениях. Они стали осознавать необходимость такого навыка, как договороспособность.

Продуктом проекта стали 4 настольных игры «Мой город - Самара», «Транспорт», «Медицина» и «Мой бюджет», вызвавшие интерес у детей. Почему в качестве основной формы работы с детьми была выбрана настольная игра? Настольные игры ассоциируются с приятным времяпровождением и не вызывают негативных коннотаций у детей.