Краткое описание
Проект “Шаги жизни” был реализован для детей детского дома № 3 г. Самары. Основная идея – развитие социальных компетенций ребенка через игру. Мероприятия проекта – настольные игры и решение персональных кейсов детьми по конкретным ситуациям, которые представлены в настольной игре ( с выездом за пределы детского дома), поездки детей на культурно-просветительские мероприятия. Проект «Шаги жизни» явился драйвером положительных сдвигов у целевой группы и качественному ее изменению по ряду параметров, а именно: 1. Информированность о социально-бытовых ситуациях и стратегиях разрешения этих ситуаций была повышена у каждого участника. 2. Дети пересмотрели свои позиции и роли, стали более гибкими. 3. У детей появилось понимание границ личности другого, большая тактичность в поведении. Итоги: Понимание детьми конкретной жизненной ситуации и владение стратегией ее разрешения. Проведено 38 занятий для 30 детей в возрасте от 9 до 13 лет.
Организация, реализующая практику
Автономная некоммерческая организация содействия социальной адаптации семьи и детей «Центр развития социального интеллекта»Проблема, на решение которой направлена практика
Помимо семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на первый план выходят проблемы социализации этих детей. Дети, живущие в детских домах, плохо справляются с самыми обычными вещами. У них есть трудности в общении с людьми, с ориентировкой в городе, с тем, что специалисты обозначают как социальные компетенции.
Территория, на которой реализовывалась практика
Самарская областьЦель и задачи практики (проекта)
Формирование социальных компетенций, поведенческих навыков и коммуникативных умений у воспитанников детского дома № 3 г. Самара через программу занятий «Шаги жизни».
Задачи:
- Мотивация детей целевой группы, вовлечение их в проект.
- Пошаговая реализация программы «Шаги жизни».
- Формирование условий для дальнейшего устойчивого развития детей-участников проекта.
Преимущества и новизна данной практики
Сильной стороной проекта стала примененная методика работы с детьми – игра вместо рассказа и нравоучений, «проживание» реальной ситуации, встречающейся в жизни. Посредством игры, можно осваивать реальное через воображаемое. Это форма максимальной вовлеченности и включенности, позволяющая быть успешным в освоении нового даже человеку с неярко выраженной мотивацией к обучению.
Была использована следующая стратегия взаимодействия нашего специалиста-психолога и группы детей:
- Персонификация игры под актуальные образовательные потребности детей.
- Проведение игры, передача настольных игр группе для дальнейших тренировок.
- Обратная связь группе, указывающая на личный и групповой результат в игре, создание ситуации переживания детьми чувства «могу, умею, интересно».
- Апробация полученных знаний в реальной городской среде.
Персонализация задания, привязка игры к конкретному месту (детский дом) Самары, отсутствие абстрактных ситуаций настольных игр – было одобрено детьми. Как показала практика, настольные игры являются интуитивно понятной детям формой, которую они готовы принимать, как обучающую. Детям понравилась как форма, так и сегментированное, удобное для восприятия, социализирующее содержание игры. В процессе игры группа быстро поняла правила и уловила необходимость действий по кооперации.
Технологии и механизмы реализации практики
Специалистами музейно-образовательного центра была разработана, персонифицированная для детей детдома, серия социализирующих обучающих игр, охватывающих сферы здоровья, здравоохранения, финансов и потребительских моделей, города и безопасной городской среды, культурного окружения и досуга. Правила игры обозначают основную форму применения игрового комплекта, но позволяют творчески их дополнять педагогу или ребенку в процессе взаимодействия, делая игру «своей», повышая мотивацию к игре. Игра – это пошаговая реализация поведенческой стратегии в каком-либо жизненном сценарии. Она работает на понимание ребенком жизненной ситуации и владение стратегией ее разрешения.
У детей, повысился уровень знаний о Самаре, значимых городских объектах и маршрутах общественного транспорта, появились минимальные навыки финансовой грамотности (что такое бюджет, какова структура обычных расходов при самостоятельном проживании, какие ситуации могут возникать при планировании доходов и расходов), устройстве лечебных учреждений и специализаций врачей.
Более важным, представляется следующий аспект – у детей появилось понимание важности переговорного процесса во взаимоотношениях. Они стали осознавать необходимость такого навыка, как договороспособность.
Продуктом проекта стали 4 настольных игры «Мой город – Самара», «Транспорт», «Медицина» и «Мой бюджет», вызвавшие интерес у детей. Почему в качестве основной формы работы с детьми была выбрана настольная игра? Настольные игры ассоциируются с приятным времяпровождением и не вызывают негативных коннотаций у детей.
- Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
- Финансовые затраты на реализацию практики
- Формы поддержки для реализации практики
- Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
- Проблемы и сложности при реализации
- Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
- Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику