Краткое описание
Добровольцы-наставники помогают подросткам из детских домов подготовиться к самостоятельной жизни через длительное дружественное взаимодействие в индивидуальных парах Наставник/Подросток.
Организация, реализующая практику
Благотворительный Фонд помощи детям и семьям «Наши дети»Проблема, на решение которой направлена практика
Многим выпускникам учреждений для детей-сирот трудно общаться с людьми, они привыкли к административно-командному взаимодействию. Часто им свойственны иждивенчество, неграмотность в бытовых вопросах, они испытывают трудности при принятии решений и им сложно последовательно осуществлять эти решения. Для многих из них проблемой является выбор профессии и устройство на работу.
Чтобы помочь подросткам справиться с этими проблемами до начала самостоятельной жизни за пределами детского дома им нужен значимый для них взрослый, который будет неравнодушен к ним и вовлечен в их жизнь на протяжении длительного времени.
Территория, на которой реализовывалась практика
Республика БашкортостанЦель и задачи практики (проекта)
Цель проекта «Наставничество» – улучшение социальной адаптации подростков – воспитанников и выпускников детских домов через длительное индивидуальное общение с волонтерами-наставниками.
Преимущества и новизна данной практики
– Технология позволяет осуществлять индивидуальный подход к интересам и потребностям ребенка, который очень трудно обеспечить в условиях детского дома.
– Обучение и отбор кандидатов в наставники позволяют подобрать наставника, исходя изщ индивидуальных потребностей конкретного ребенка.
– Работа в команде – в тесном сотрудничестве с персоналом детского дома обеспечивает более последовательный подход к целям и задачам, поставленным перед наставником.
Технологии и механизмы реализации практики
Отбор добровольцев-наставников происходит по специальной методике. Все претенденты проходят обучение на тренингах “Психология сиротства” и “Технология наставничества”, а также представляют справки об отсутствии судимости, от нарколога и психиатра, проходят флюорографию. Наставники заключают договор с Фондом, в котором обязуются поддерживать отношения с подопечным подростком длительное время – не менее года и встречаться не реже раза в неделю. Пары Наставник – Подросток подбираются специалистами проекта, учитывая пожелания подростка, рекомендации психолога, другие факторы и факты из жизни как ребенка, так и взрослого. С подростками проводится дополнительная работа, чтобы не произошла подмена понятий “семья” и “друг”. На протяжении всего взаимодействия у наставников есть возможность консультироваться с психологом, посещать “группу взаимоподдержки” наставников, посещать различные, организуемые Фондом мероприятия для повышения квалификации наставников и развития отношений между детьми и взрослыми.
Формы поддержки, полученной при реализации практики
Проект реализуется на средства гранта Фонда президентских грантов РФ, при поддержке юридических и частных лиц РБ.
Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику
(технические параметры, кадровый потенциал, риски, др.)
Технические параметры выделить сложно. Главный ресурс проекта – люди. Это команда профессионалов и команда волонтеров.
Статьи расходов:
– Обучение команды проекта
– Оплата труда команды проекта: координатор, психолог, куратор на базе детского дома.
– Проведение обучающих мероприятий для наставников (аренда залов, кофе-брейк, при необходимости оплата тренеров)
– Проведение совместных мероприятий для наставников и детей
– Полиграфические материалы: плакаты, листовки для привлечения волонтеров. Для успешной реализации проекта важно поддерживать энтузиазм участников проекта и заручиться поддержкой персонала детского дома.
ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРАКТИКИ
Затраты на реализацию проекта в двух детских домах города Уфы срсоставляют около 100 тысяч рублей в месяц. В зависимости от массштаба реализации эта сумма может быть как увеличена, так и уменьшена.
ОТЗЫВЫ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ УСЛУГ На данный момент сформировано и активно общаются 15 пар наставник-подросток.
В мае 2018 было проведено анкетирование трех групп, участвовавших в проекте: подростков, наставников и воспитателей. Все три группы признали, что проект привел к позитивным изменениям: дети ждут встреч с наставниками, наставники отмечают, что общение с детьми заставляет их смотреть на многие вещи по-новому, заниматься саморазвитием. Воспитатели отмечают повышение настроения и уверенности в себе у детей. И дети и наставники выразили желание продолжить свое участие в проекте, что для нас является главным индикатором того, что проект нужен.
ПРОБЛЕМЫ И СЛОЖНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
Проект «Наставничество» для нас – новая сфера деятельности. Когда мы писали проект, мы сделали ряд предположений, например, решили, что один и тот же куратор сможет заниматься кроме работы с детскими домами еще и поиском работодателей и наставников для выпускников. По факту реально действующие и эффективные механизмы работы с постинтернатом только нарабатываются. Мы не совсем верно рассчитали человеческие ресурсы, поэтому теперь планируем принять в проект отдельного сотрудника для организации взаимодействия с выпускниками.
ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Мы планируем в 2019 году тиражировать практику в регионы Республики Башкортостан, ведем переговоры с детскими домами.
- Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
- Финансовые затраты на реализацию практики
- Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
- Проблемы и сложности при реализации
- Возможности и перспективы распространения реализуемой практики