Краткое описание
В “Афинской школе” дети занимаются в интегративных группах – дети с ограничениями возможностей здоровья и без них. Занятия включают строятся на восприятии культурных символов произведений живописи, направлены на развитие мышления, умения формировать и высказывать суждения. Дети знакомятся с шедеврами мирового художественного искусства, учатся его воспринимать воспринимать и анализировать, а также занимаются творчеством и общением.
Организация, реализующая практику
Автономная некоммерческая организация содействия социальной адаптации семьи и детей «Центр развития социального интеллекта»Проблема, на решение которой направлена практика
Основная идея проекта – создать условия для получения социального опыта детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в приемлемой для них форме через обучение и взаимодействие с обычными детьми в интегративных группах. В городе Новокуйбышевск, где находится организация и реализуется проект, недостаточно подобных групп, также как и творческих школ и учреждений для детей без ограничений.
Территория, на которой реализовывалась практика
Самарская областьЦель и задачи практики (проекта)
Развитие инклюзии в дополнительном образовании и повышение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья г. Новокуйбышевск. Знакомство детей с мировой художественной культурой (произведениями живописи) и развитие их мышления и творческих способностей.
Преимущества и новизна данной практики
В «Афинской школе» можно внимать учителю, сидя в мягком кресле или лежа на ковре, здесь принято начинать занятия с рассказов детей, что интересного произошло с ними за то время, что они не виделись друг с другом и с преподавателем. Ребенку можно самому взять на себя роль взрослого и провести занятие. Можно стать сценаристом или мультипликатором. Можно лично озвучить своего героя и гордо пригласить родителей на премьеру мультфильма.
Технологии и механизмы реализации практики
Занятия в «Афинской школе» строятся на восприятии культурных символов произведений живописи, направлены на развитие мышления, умения формировать и высказывать суждения. Первая школа прошла с ноября 2017 года по июнь 2018. На занятиях ребята знакомились с живописным наследием, пробовали себя в роли экскурсоводов и стрит-арте, развивали навыки художественной критики, занимались декоративным творчеством. Группы в «Афинской школе» инклюзивные, в них одновременно занимаются дети с ограничениями возможностей здоровья и без них. В уютной амосфере просветительского центра «Школа-Музей-Культура» с ребятами проводили занятия квалифицированные специалисты и рассказывали о великих полотнах живописи, а потом вместе обсуждали эти произведения искусства.
Когда мы начинали наш проект, то в основном, акцентировались на развитие толерантности у детей по отношению к их сверстникам, имеющим ограничения по здоровью. И проект назвали – «Искусство инклюзии». К концу обучения в «Афинской школе», которая стала основной формой и содержанием проекта, мы сами забыли, что есть такие словосочетания – «с ограниченными возможностями», «с нарушениями здоровья» и это применимо к нашим детям.
В июне 2018 года состоялся торжественный выпуск первых слушателей этой необычной школы с присущей торжествам атрибутикой – медалями, подарками, шариками и тортами. Обучение прошли 50 детей, половина из которых (25 человек) имеют ограничение возможностей здоровья.
Формы поддержки, полученной при реализации практики
Первая «Афинская школа» была проведена в рамках проекта «Искусство инклюзии» при поддержке Фонда Президентских грантов. Организация планирует продолжение проекта за счет других источников (грантов, субсидий), а также за счет средств собранных на краудфандинговых платформах и платных услуг.
Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику
В первую очередь для организации подобной школы необходимы профессиональные преподаватели, которые умеют организовать занятия с детьми в непринужденной атмосфере, доступно рассказать о великом творчестве и заинтересовать ребят его обсуждениями. В АНО “Школа-музей-культура” работают специалисты, имеющие кроме педагогического образования дополнительное, в том числе психологическое.
Для занятий школы необходимо помещение с таким оформлением и оборудованием, чтобы всем участникам занятий было удобно и комфортно. Неформальное оформление также создает нужную атмосферу – использование мягких кресел-мешков и возможность заниматься творчеством на мягком ковре, а не за партой, привлекает детей и дает им возможность почувствовать себя свободно.
Для рассказа о произведениях искусства необходимы качественные цифровые копии, которые позволят рассмотреть живописные полотна в деталях. Тоже самое относится к музыкальным и иным произведениям.
- Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
- Финансовые затраты на реализацию практики
- Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
- Проблемы и сложности при реализации
- Возможности и перспективы распространения реализуемой практики