Краткое описание
Основной задачей проекта…
Организация, реализующая практику
Социально ориентированная автономная некоммерческая организация поддержки инициатив в области материнства и детства “Школа-кроха”Проблема, на решение которой направлена практика
Проблема обеспеченности местами детей от 1 года до 3х лет в детских садах остро стоит и в настоящее время. В 2014,2015 годах эта проблемная ситуация так же была и в сфере сельского дошкольного образования. У большинства родителей, чьим детям от 1 года до 3х, а порой и до 4х лет не было возможности отвести ребенка в детский сад ввиду отсутствия детских садов на селе или мест для детей до 3х лет. Многие молодые семьи испытывали депрессию, психологическую напряженность от того, что находились без психологической и педагогической поддержки с маленьким ребенком на руках. Проект “Игровая комната” была призвана обеспечить семьи с детьми от 1 года до 4х социальной, информационной, психологической поддержкой.
Территория, на которой реализовывалась практика
Удмуртская РеспубликаЦель и задачи практики (проекта)
Цель: Повышение доступности образования и развития детей в отдаленных от столицы муниципальных образованиях Удмуртии, приведение его качества в соответствие с современными требованиями социально-экономических преобразований экономики. Организовать и открыть 3 игровые круглогодичные комнаты для полноценного и всестороннего развития детей от 1 года до 4 лет в городах и сельских населенных пунктах Удмуртии.
Задачи:
- Обеспечить информационную доступность, повысить родительскую осведомленность о современных методиках, программах, игровых материалах для развития детей в раннем возрасте от 1 года до 7 лет.
- Предоставить консультации родителям таких специалистов как: детский психолог, логопед, педагог-дошкольник.
- Обеспечить доступность дошкольного развития семей малообеспеченных, или нуждающихся в информационной, материальной и организационной помощи.
- Подготовить педагогические кадры, повысить квалификацию родителей, педагогов, психологов, организаторов досуга и других участников образовательного процесса на селе, где присутствует информационная замкнутость и есть необходимость.
- Повысить престиж роли семьи, родителей, раннего обучения и развития в сельской местности.
- Привлечь общественность к проблемам: малоимущих семей, развития детей дошкольников, низкой конкурентоспособности тех сельских детей, которые не имеют дошкольного образования и общей социализации, ввиду отсутствия детских дошкольных учреждений.
- Привлечение внимания общественности, благотворительных организаций, частных инвесторов, меценатов к проблеме слабой обеспеченности дошкольного сектора на селе.
- Сформировать отношения доверия Центра «Школа-кроха» с родителями дошкольников сел Удмуртии для дальнейшей поддержки и сотрудничества.
Преимущества и новизна данной практики
Наличие в районе, селе игрового пространства для детей и образовательного пространства для родителей и педагогов, работающих с маленькими детьми – это спасительный круг и идеальное решение проблемы отсутствия мест в муниципальных детских садах.
Технологии и механизмы реализации практики
Основной задачей проекта стало открытие игровых комнат для детей из малообеспеченных семей и детей не посещающих детские сады возраста от 1 года до 4 лет в г. Ижевске, г. Можге, Можгинском раойне, Завьяловском районе Удмуртии. Проект “Игровая комната” – это комплексная информационная, мотивационная, методическая, психологическая поддержка семей с детьми от 1 года до 4х лет.
Игровые комнаты были укомплектованы детской мебелью, игровым оборудованием, дидактическими материалами. Родители, педагоги, волонтеры приняли участие в обучающих семинарах. Темы семинаров: игровое пространство для детей от 0 до 4х лет в домашних условиях; развитие речи, логопедические игры; развитие интеллектуальных способностей детей от 1 года до 7ми лет; конфликтные ситуации в семье (консультации психолога, педагога); простые игры в домашних условиях. Дети стали участниками развивающих занятий по направлениям: развитие речи, игры с кубиками, игры с пирамидками, простой счет. Всего было открыто 5 игровых комнат в разных муниципальных районах Удмуртии.
Проект был реализован с февраля 2015 по октябрь 2015 года. Проект получил положительные отзывы от родителей и педагогов – участников проекта.
Две игровые комнаты в г. Ижевске работают и в настоящее время. Для детей прибывание в игровой комнате бесплатно. Кроме того, родители включены в постоянные просветительские сессии: мастер-классы, круглые столы, консультации психолога, логопеда, педагога, семейные посиделки, дворовые праздники и другие мероприятия. Игровая комната – это комфортная среда для детей района, не посещающих детский сад.
Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики
Всего было открыто 5 игровых комнат. В проекте приняли участия более 200 детей, родители, 40 педагогов, психологов, 15 волонтеров. Для родителей было проведено более 15 обучающих мероприятий. Итоги проведенных мероприятий показали, что в муниципальных образованиях есть потребность родительского обучения, повышения родительского мастерства. По итогам получено множество положительных отзывов. Для социальных работников, педагогов, психологов были организованы выездные встречи-учебы (в Ижевске, в Можге), мастер-классы и круглые столы по обмену опытом. В проекте приняло участие всего 18 специалистов, что тоже является более высоким показателем, чем планировалось. В ходе проекта была компенсирована острая потребность родителей в посещении их детьми детских дошкольных учреждений. Родители познакомились с альтернативными формами ухода и присмотра за детьми с раннем возрасте.
Финансовые затраты на реализацию практики
из расчета на одного получателя услуги в год (в том числе собственные и привлеченные) 7000 руб.чел. в год.Формы поддержки, полученной при реализации практики
Первоначально, на стадии внедрения, проект получил грантовую поддержку из бюджета Удмуртской республики на поддержку некоммерческого сектора. После положительного эффекта и отзывов от родителей и педагогов проект реализуется на собственные средства и на частные пожертвования.
Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
Отзыв об участии в обучающем семинаре для родителей.
Я – хорошая мама. Мои дети любят меня, и я очень их люблю. Но, порой, мне кажется, что они пользуются моей «добротой» и иногда не слушаются, становятся капризными, сюсюкаются… Иногда даже притворяются очень маленькими детьми-младенцами: спать без меня не ложатся, сложить игрушки не могут, обувь не надевают. Какие слова подобрать для моих детей, чтобы показать, что они у них у самих все хорошо получается??
Именно эта тема мне стала интересна, когда педагоги «Школы-кроха» пригласили нас на семинар о самостоятельности детей. Много дельных советов я услышала, но больше всего меня впечатлил один совет одного педагога Ольги Викторовны: “Всякий раз, когда я пытаюсь заставить детей одеваться, я кладу футболки на диван, и у них спрашиваю:
« Вы хотите, чтобы я помогла вам или вы сможете сделать это самостоятельно? (Эти слова действуют, как по волшебству), говорит Ольга «Дети всегда хотят сделать это самостоятельно».
Хочу сказать спасибо, за то, что у меня есть возможность поговорить, услышать советы, поделиться опытом воспитания.
10 сентября 2016 г.
Марина Васильевна, Пычас
Проблемы и сложности при реализации
Для нас было самым сложным – найти помещение и его оборудовать.
Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
Игровая комната востребована до сих пор. Бывают дни, когда приходит 12-15 малышей от 1 года. А бывают дни, когда детей только один или два. Но все родители, бабушки, дедушки в округе знают, что есть игровое пространство, куда можно прийти с ребенком и отдохнуть от постоянной опеки, пообщаться с педагогом, посоветоваться в каких-то вопросах. Благодаря бесплатной игровой комнате к нам приходит очень много родителей с детьми на платные развивающие занятия. Таким образом у нас есть возможность содержать игровые комнаты за счет заработанных на услугах собственных средств.
Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику
Главное – начать. Вам потребуется помещение. Мы начинали с малого в 10 мКв. Помещение нужно оборудовать, кроме того. вам нужны будут материалы для ручного труда: лепки, конструирования, рисования. В настоящее время детям уже мало дают в руки карандаши, краски, пластилин, поэтому в игровой комнате дети с удовольствием играют, рисуют, мастерят своими руками. Обязательно нужен педагог или специалист по работе с детьми. Не смотря на то, что все дети находятся в игровой со своими родителями/опекунами/взрослыми, опытный специалист нужен обязательно. Есть два обязательных условия для посещения бесплатной игровой комнаты: наличие взрослого и ребенок должен быть здоров. По всем вопросам обращайтесь к нам, пишите, мы постараемся помочь.