Меню Закрыть

«Права ребенка: правозащита в действии и правовое просвещение»

Краткое описание

Инициатива была направлен…


Организация, реализующая практику

Нет данных об организаторе практики

Проблема, на решение которой направлена практика

В проекте был запланирован к осуществлению на территориях муниципальных образований (преимущественно в сельской местности) ряд правозащитных действий системного характера по практическому осуществлению прав детей (обучающихся в системе общего образования, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), недопущению их дискриминации в связи с формальным исполнением законодательства в области образования и защиты прав несовершеннолетних.
Социальная значимость проекта состоит в последовательном практическом воплощении законодательства, направленного на обеспечение прав детей в Удмуртской Республике, без нарушений прав ребенка (прав человека), повышении правовой культуры граждан, развитии на практике взаимодействия государственных и общественных институтов в области защиты детей.
В последние годы федеральное законодательство в отношении несовершеннолетних претерпело ряд существенных изменений, направленных на обеспечение прав ребенка в соответствии с международными стандартами — как в сфере обеспечения отдельных прав человека (например, на образование), так и в области защиты комплекса прав, социальной адаптации и интеграции детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Права ребенка (права человека) все более выступают в действующем законодательстве в качестве стандарта социальной политики, однако с точки зрения практического воплощения это не соответствует реальности.
Действующий ФЗ «Об образовании в РФ» расширил требования к различным уровням государственной власти и местного самоуправления, а также возможности граждан в осуществлении конституционного права на общедоступное и бесплатное общее образование. Изменения законодательства в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, действующие с 1 января 2016 года, также выдвинули требования к органам государственной власти и местного самоуправления по недопущению дискриминации и внедрению новых подходов к реабилитации/абилитации детей-инвалидов для их полноценной интеграции, в том числе посредством расширения возможностей в получении образования в форме инклюзивного. Существенные изменения внесены в федеральное и региональное законодательство, касающееся обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вопросах имущественных и жилищных прав, социальной адаптации и интеграции, организаций различных форм семейного воспитания, требующие от органов региональной власти и местного самоуправления создания различных форм интернатного и постинтернатного сопровождения — как на стадии проживания в учреждениях интернатного типа, так и после выпуска из этих учреждений.
Однако практическое воплощение прав детей, принадлежащих к этим группам, а регионе происходит крайне медленно или не происходит вовсе. Многие принятые на уровне региона и местного самоуправления нормативные правовые и организационные меры остаются только на бумаге.
Мы отмечаем рост обращений граждан по конкретным нарушениям прав детей в образовании и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которые часто связаны с формальным исполнением законодательства, отсутствием механизмов его реализации, необходимых организационных мер на уровне муниципалитетов и низкой квалификацией профессиональных кадров.
Так, в 2015-2016 годах в консультационную приемную «Детское право» значительно (на 70
процентов) увеличилось количество обращений по нарушению прав обучающихся в школах, прав детей-инвалидов, детей-сирот и лиц из их числа. В практике нарушений — необоснованные попытки администраций отправить ребенка с отличиями в поведении или усвоении образовательной программы на форму семейного образования, применение дискриминационных способов обучения детей в рамках общего образовательного процесса, унижение достоинства обучающегося и т.д., то есть, осуществление любых попыток «вытеснить» ребенка из коллективного образовательного пространства. При этом администрации школ используют формальные подходы, демонстрируют непонимание законодательства, грубо нарушают конституционное право на образование с учетом того, что в Удмуртии на сегодняшний день отсутствуют правовые и организационные механизмы обеспечения это права в форме семейного образования. Расширяется спектр обращений по защите прав детей-инвалидов — по вопросам медицинского и лекарственного обеспечения, доступности коррекционного и «инклюзивного» образования (особенно в сельских территориях), социальной реабилитации, улучшения жилищных условий детей с инвалидностью и т.д. Рост обращений от этой группы напрямую связан с
мероприятиями по правовому информированию и просвещению родителей, которое мы проводим в рамках наших социальных проектов в последние годы.
Увеличилось количество обращений со стороны лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не могут реализовать свое право на внеочередное получение жилья по разным причинам. Имеются коллективные обращения со стороны лиц из числа детей-сирот на качество полученного жилья. Наблюдается рост обращений со стороны опекунов по вопросам жилищных и иных имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рост обращений со стороны граждан, заявляющих о недолжном исполнении родителями-соседями прав по воспитанию детей, рост обращений со стороны родителей, у которых органы опеки и попечительства изымают детей и т.д.
Иными словами, расширяется спектр обращений по нарушениям прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В Удмуртии, по нашим оценкам, остается абсолютно закрытой и не развивается тема создания различных форм сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За последние два года наша организация существенно увеличила ресурсы по обеспечению практических правозащитных действий на территориях Удмуртии посредством создания Сети общественных детских правозащитников, выступая ресурсным центром для обеспечения деятельности Сети, специалистов и гражданских активистов, действующих на территориях в интересах детей и семьи, защиты прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.


Территория, на которой реализовывалась практика

Удмуртская Республика

Цель и задачи практики (проекта)

Цель: усиление роли прав ребенка в качестве стандарта для практического осуществления конституционного права на общедоступное и бесплатное общее образование, обеспечения и защиты прав детей-инвалидов, преодоления социального сиротства через систему правозащитных действий и правовое просвещение усилиями гражданских активистов и специалистов, работающих в интересах семьи и детей.

Задачи:
1) Анализ типичных случаев нарушений прав обучающихся (воспитанников) образовательными организациями общего (в том числе дошкольного) образования при осуществлении конституционного права на образование в Удмуртской Республике;
2) Анализ типичных случаев нарушений прав детей-инвалидов в Удмуртской Республике в рамках системы общего и коррекционного образования, возможностей и ресурсов практического осуществления новых подходов к их реабилитации/абилитации и социальной интеграции на уровне муниципальных образований.
3) Анализ нарушений прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на основе подхода защиты прав человека/прав ребенка.
4) Выработка мер и составление правозащитных «дорожных карт», направленных на решение проблем по обеспечению прав обучающихся в системе общего образования, социально-правовую защиту детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных групп детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на основе стандарта прав ребенка.
5) Правозащитное консультирование и сопровождение по обращениям родителей, специалистов, детей, связанных с нарушением прав детей.
6) Профессиональное консультирование и правозащитная супервизия случаев из практики работы общественных детских правозащитников на территориях муниципальных образований Удмуртии.
7) Наращивание просветительского и правозащитного потенциала гражданских активистов и специалистов, работающих в интересах семьи и детей, общественных детских правозащитников через обучение их навыкам социального проектирования в области детской правозащиты.
8) Правовое информирование и правовое просвещение граждан, специалистов и родителей в области защиты прав детей на основе подхода защиты прав человека/прав ребенка.


Технологии и механизмы реализации практики

Инициатива была направлена на усиление роли прав ребенка в качестве стандарта для практического осуществления конституционного права на общедоступное и бесплатное общее образование, обеспечения и защиты прав детей-инвалидов, преодоления социального сиротства через систему правозащитных действий и правовое просвещение усилиями гражданских активистов и специалистов, работающих в интересах семьи и детей.
Компоненты:
— правозащитные встречи с включением представителей общественности, власти, правозащитников, специалистов служб и центров («Обеспечение конституционного права на образование: правозащитная дорожная карта»; «Обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: государственные гарантии и система сопровождения»; «Защита прав детей-инвалидов: запрет на дискриминацию и социальная интеграция»);
— тематические консультационные приемы с мобильными выездами службы «Детское право» в населенные пункты Удмуртии;
— дни правозащитных супервизии и правовой культуры;
— работа службы «Детское право» (интернет-приемные специалистов, «горячий телефон», индивидуальные и групповые консультации и т.д.), обеспечивая юридическую и правозащитную поддержку взрослых и детей, родителей и лиц их заменяющих по вопросам обеспечения, защиты и восстановления прав детей;
— региональные правозащитные мастерские «Правозащитные проекты и инициативы: разработка и практическое осуществление», «Правозащитные проекты и программы: региональные практики и инициативы» по освоению технологий разработки социальных правозащитных проектов и обмену лучшими практиками и опытом;
— в качестве информационных и просветительских материалов издание буклета «Права ребенка: защита, консультации, помощь» и серия памяток «Азбука прав: для родителей учащихся», «Азбука прав: для родителей “особых” детей», «Азбука прав: дети без родителей: права, социальные гарантии, помощь»;
— подготовка шести номеров правовой просветительской газеты «Точка опоры — Ижевск».


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

— Состоялись три тематические правозащитные встречи с участием федеральных экспертов: «Защита прав детей-инвалидов: запрет на дискриминацию и социальная интеграция», «Обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: государственные гарантии и система сопровождения», «Обеспечение конституционного права на образование: правозащитная дорожная карта», в которых приняли участие 130 специалистов и гражданских активистов, работающих в сфере обеспечения прав детей и в интересах семьи и детей.
— Приемная «Детское право» обеспечила правовую и правозащитную помощь по всему региону в вопросах защиты прав детей. Проведено 146 консультаций в индивидуальной и групповой форме по вопросам защиты прав детей, отдельным вопросам и случаям нарушения прав ребенка, а консультационная поддержка в различных формах (индивидуальная, дистанционная, групповая, с выездом) была оказана 494 человекам.
— В рамках работы тематических консультационных приемов с мобильными выездами службы «Детское право» в населенные пункты Удмуртии осуществлено 6 выездов в семь населенных пунктов (с.Малая Пурга, с. Чутырь (Игринский район), г. Воткинск, с. Пычас (Можгинский район), п. Балезино, г. Глазов, с. Якшур-Бодья). Состоялись публичные и индивидуальные консультационные приемы (встречи с родителями, детьми, специалистами и т.д.) по темам защиты прав детей; по актуальным правовым вопросам, затрагивающим интересы детей и семьи, в которых приняли участие 517 человек.
— Проведено пять Дней правозащитной супервизии и правовой культуры, на которых 150 специалистов и гражданских активистов Удмуртии из городов Воткинск, Можга, Глазов и села Малая Пурга, поселка Игра познакомились и опробовали актуальный правозащитный метод анализа ситуаций и проблем детей, связанных с нарушением прав ребенка, основанный на подходе и приоритете защиты прав ребенка.
— Прошли две правозащитные мастерские «Правозащитные проекты и инициативы: разработка и практическое осуществление», «Правозащитные проекты и программы: региональные практики и инициативы», на которых под руководством федеральных экспертов 62 активиста региона, специалиста, работающего в интересах семьи и детей, получили новые компетенции в области проектирования правозащитных, просветительских инициатив, реализации проектов по защите прав детей, взаимодействия, партнерства и обмена опытом.
— Для родителей учащихся, детей-инвалидов, опекунов и приемных родителей издана серия памяток («Азбука прав: для родителей учащихся», «Азбука прав: для родителей “особых” детей», «Азбука прав: дети без родителей: права, социальные гарантии, помощь», «Права ребенка: защита, консультации, помощь») общим тиражом 8000 экземпляров. Родители и лица их заменяющие получили информацию о важных правовых нормах, защищающих детей, службах правовой и правозащитной помощи.
— В рамках проекта вышло шесть номеров правовой просветительской газеты «Точка опоры — Ижевск» общим тиражом 18 тысяч экземпляров, которая распространялась бесплатно в библиотеки и организации социальной сферы, органы местного самоуправления территорий Удмуртии, на просветительских мероприятиях организации.
«За время реализации проекта удалось укрепить взаимодействие со специалистами региона, занимающимися социально-правовой защитой детей, педагогами и родителями, познакомить их с нормами права с опорой на права ребенка, разобрать с юридической точки зрения случаи из конкретных практик работы специалистов, а также обращений со стороны наших заявителей», — такими словами обозначил итоги проекта юрист-консультант правозащитных проектов Эдуард Сабиров.
«Конечно же, самый главный результат нашей работы и, в том числе, завершившегося проекта — это конкретная помощь ребенку, права которого нарушены. Иногда достаточно правильно проконсультировать родителей ребенка, чтобы они сами начали действовать последовательно и настойчиво, меняя ситуацию сложившегося детского неблагополучия в лучшую сторону. Но для того, чтобы помощь оказалась эффективной, чтобы быстро реагировали службы и органы, помогающие семье и детям, стоящие на защите детских прав, в них должны работать грамотные специалисты. Выполняя этот проект, специалисты организации в разных вариантах индивидуальных и групповых консультаций, на тематических мобильных выездах оказали консультационную правозащитную помощь многим гражданам и специалистам государственных и негосударственных институтов, работающих в интересах семьи и детей. Многие люди получили правовую информацию о защите прав детей из газеты «Точка опоры – Ижевск», сайта «Детская линия», наших информационно-просветительских буклетов, на семинарах и мастерских, работая в режиме тесного профессионального сотрудничества. 342 специалиста и гражданских активиста повысили свой уровень информированности о правах ребенка и способах правовой защиты. Знание, информация — это всегда сила. Когда человек знает, как правильно защитить свои права, права своего ребенка, это всегда работает на повышение правовой культуры и развитие государства и общества», — подчеркнул руководитель проекта Александр Радевич.


Формы поддержки, полученной при реализации практики

Проект поддерживался за счет средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство».
Проект реализовывался: с 1 октября 2016 года по 30 сентября 2017 года и стоил 2 миллиона 438 тысяч 602 рубля 00 копеек.


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Реализация подобной инициативы требует наличие профессионального персонала, партнерских отношений с местной властью, а также долгосрочных системных действий.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Новизна предлагаемой технологии
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
[/su_private]