Меню Закрыть

«Профилактика эмоционального выгорания социальных работников»

Краткое описание

  ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕАЛИ…


Организация, реализующая практику

Нет данных об организаторе практики

Проблема, на решение которой направлена практика

Люди, которые ежедневно ухаживают за пожилыми и тяжелобольными людьми, регулярно сталкиваются с человеческим страданием, болью и безысходностью. Они постоянно испытывают сильное эмоциональное напряжение, стресс на работе.

Поэтому необходимы регулярные занятия по профилактике эмоционального выгорания социальных работников. Они нужны для повышения психологической компетентности и стрессоустойчивости специалистов социальной сферы. Такие занятия дают специалистам практические способы самопомощи в стрессовых и конфликтных ситуациях.


Территория, на которой реализовывалась практика

Нижегородская область

Цель и задачи практики (проекта)

Цель занятий: передать социальным работникам необходимые знания по психологии людей пожилого возраста, сформировать практические навыки сохранения и укрепления психического здоровья. А также выявить личностные ресурсы и направить их на преодоление эмоционально напряженных ситуаций в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Задачи занятий:

  • Обучить социальных работников приемам снятия эмоционального напряжения, способствовать повышению самооценки и улучшению настроения;
  • Тренировать умение управлять эмоциональным состоянием и поведением;
  • Обучить социальных работников навыкам самопомощи и помощи друг другу;
  • Выявить и активизировать индивидуальные личностные ресурсы участников, способствующие снижению уровня профессионального стресса;

Формировать позитивные установки в отношении себя, в отношении других людей и своей профессиональной деятельности. И в результате – снизить уровень эмоционального выгорания


Преимущества и новизна данной практики

Занятия по профилактике эмоциональной саморегуляции повышают психологическую грамотность участников, позволяют уменьшить уровень стресса и позволяют овладеть практическими методами помощи себе и коллегам в сложных ситуациях на работе.

Благодаря этому качество жизни подопечных, за которыми ухаживают специалисты, также повышается.


Технологии и механизмы реализации практики

 

ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ ПРАКТИКУ

Автономная некоммерческая организация «Центр социального обслуживания «Близкие люди»

 

ОПИСАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ

Практические занятия по профилактике эмоционального выгорания проходили в Домах-интернатах для престарелых, в центрах социального обслуживания населения.

Участники: персонал домов-интернатов, работающий с подопечными, социальные работники, сиделки, работающие на дому.

Продолжительность занятия – 3 часа.

Занятия носят выраженную практическую направленность.

При проведении использовались методы:

мини-лекции, групповое обсуждение, активное слушание, упражнения на осознанное дыхание, техники мышечной релаксации, а также активные подвижные игры.

Кроме того, участники смотрели и обсуждали видеоролик, в котором демонстрировались разнообразные способы профилактики эмоционального выгорания, которые можно использовать самостоятельно.


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

Оценка результатов занятий проходила в форме анкетирования участников. В анкетах они отмечали, что на занятиях царила доброжелательная, благоприятная, дружеская и комфортная атмосфера. А также улучшение своего эмоционального состояния, самочувствия и настроения. Они писали о том, что после занятия стали чувствовать себя спокойно, уверенно, раскрепощенно, легко и так далее.

Результаты занятий:

  1. Участники получили прикладные психологические знания по предупреждению синдрома профессионального выгорания.
  2. В результате группово обсуждения конкретных рабочих ситуаций найдены варианты профессионального поведения в аналогичных ситуациях в будущем.
  3. Каждый участник получил раздаточный материал с перечнем разнообразных здоровых вариантов снижения уровня профессионального выгорания и рекомендациями по антистрессовому питанию. Кроме того, каждый участник письменно составил план своих ближайших действий для снижения уровня стресса.
  4. Руководители домов – интернатов на практике увидели и оценили важность работы по профилактике эмоционального выгорания. Они поблагодарили за занятия, отметили необходимость регулярной работы по профилактике выгорания сотрудников, а также и руководителей домов – интернатов. И пригласили приезжать вновь.

Финансовые затраты на реализацию практики

из расчета на одного получателя услуги в год (в том числе собственные и привлеченные) Прямые затраты на проведение занятий: оплата работы специалистов, транспортные расходы, на раздаточные материалы и на проведение кофе пауз.

Формы поддержки, полученной при реализации практики

Данные занятия проводились на грантовые средства, предоставленные компанией JTI и Благотворительного фонда «Дорога вместе».


Проблемы и сложности при реализации

При реализации могут возникать сложности, если участники занятий не были информированы заранее о целях и форме проведения занятий. Когда у части участников нет понимания и заинтересованности, результативность работы может снизиться.


Возможности и перспективы распространения реализуемой практики

Практика показала высокую потребность в регулярных занятиях по профилактике эмоционального выгорания социальных работников ухаживающих за пожилыми людьми, поэтому мы будем продолжать эту работу.


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Занятия проводит специалист с психологическим образованием и опытом проведения тренингов по управлению стрессом.

Необходимо обеспечить максимальную вовлеченность участников занятий, использовать их профессиональный и жизненный опыт преодоления, стрессовых и конфликтных ситуаций.

Материальное обеспечение программы:

  • Просторное, хорошо проветриваемое помещение, стулья, флоп чарт;
  • Проектор, колонки, ноутбук, экран;
  • Раздаточный материал;
  • Канцтовары (бумага А4, карандаши, шариковые ручки).

Риски могут быть связаны с неготовностью участников активно работать в присутствии коллег и руководства, если в коллективе царит недоброжелательная обстановка. Поэтому мы рекомендуем проводить занятия без участия руководителей.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
[/su_private]