Меню Закрыть

Программа «СПУТНИК.Project» («СПУТНИК.PRO») Организация проектной деятельности во взаимодействии предприятий реального сектора экономики и образовательных организаций Оренбургской области (школ и ВУЗов)

Краткое описание

В составе программы предусмотрено участие образовательных организаций, предприятий и общественных организаций. Помимо образовательных модулей предусмотрена разработка и реализация проектов в составе межфункциональных и межвозрастных команд: представителей предприятий, преподавателей ВУЗов, учителей школ, наставников реального сектора экономики, студентов и школьников. Новацией 2018 г. стало образование Фаблабов в привязке к предприятиям регионами, выступающими заказчиками разработанных проектов.


Организация, реализующая практику

Оренбургская региональная общественная организация «Ассоциация выпускников Президентской программы»

Проблема, на решение которой направлена практика

На сегодняшний день в Оренбургской области наблюдается отток молодежи на учебу и постоянное место жительства в центральные регионы, наметилась устойчивая тенденция старения и повышения числа нетрудоспособного населения, остро встает вопрос обеспечения области кадрами всех уровней. Регион нуждается в организации качественного нового подхода в профессиональном образовании и удовлетворению спроса по количеству и качеству трудовых ресурсов. По данным Оренбургского Центра труда и занятости существует серьезный дисбаланс между потребностями в специальностях региональных предприятий и реальным предложением. Во многих организациях области имеют место признаки кадрового дефицита, а на рынке труда – конкуренция работодателей за рабочую силу, удовлетворяющую предъявляемым требованиям, так как уровень подготовки кадров в образовательных учреждениях не всегда соответствует запросам работодателей. Зачастую выпускники вынуждены работать не по полученным специальностям. В настоящее время отсутствует механизм формирования обоснованного прогноза потребности экономики в кадрах и создания на его основе областного заказа подготовки кадров учреждениями профессионального образования. В дополнительном образовании научно-технические, естественно научные дисциплины занимают не более 4 % от общего объема доп.образования школьников. По-прежнему низким остается конкурс на обучение в ВУЗах на технические и естественно-научные специальности. В 15 пилотных регионах страны сегодня апробируется механизм дуального образования (50 % от времени обучения студент ВУЗа должен находиться на предприятии с выбранной специализацией). Все эти задачи требуют как можно более раннего вмешательства в процесс подготовки будущих кадров со стороны предприятий, и весомое значение приобретает дополнительное образование, инновационные технологии технология обучения, как эффективный инструмент подготовки кадров, и реализация пилотных площадки для взаимодействия с основными действующими предприятиями на территории региона.


Территория, на которой реализовывалась практика

Оренбургская область

Цель и задачи практики (проекта)

  • Профессиональная ориентация учащейся молодежи;
  • Содействие инновационной деятельности молодежи;
  • Вовлечение учащейся молодежи в процесс получения практических умений, навыков, изучение реальных успешных практик в разных отраслях деятельности на примерах действующих организаций, применения теоретических знаний в реальных условиях, на основе реальных бизнес-кейсов и поставленных задач;
  • Индивидуализация образовательного процесса;
  • Получение объективной картины потребностей работодателей в специалистах с учетом региональной специфики;
  • Помощь в трудоустройстве молодежи.

Преимущества и новизна данной практики

Что дает студенту и школьнику участие в программе

  • Рост профессиональных компетенций в соответствие с требованиями потенциального работодателя;
  • Получение практических умений, навыков на основе полученных фундаментальных теоретических знаний от ведущих специалистов организаций – потенциальных работодателей;
  • Изучение реальных успешных практик в разных отраслях деятельности от ведущих экспертов России;
  • Возможность выйти на рынок труда с полученным практическим опытом и пониманием рабочей среды, что увеличивает конкурентоспособность на рынке труда;
  • Получение рекомендаций и возможное трудоустройство по успешному окончанию проекта.

Что дает партнеру-работодателю участие в программе

  • Возможность привлечь к работе в организации молодых специалистов, получивших дополнительную подготовку согласно профилю деятельности организации;
  • Возможность сократить издержки на поиск и подбор персонала;
  • Повышение эффективности работы студентов в период прохождения производственной практики и стажировок;
  • Доведение молодых специалистов до уровня, требуемого на конкретном предприятии, в организации;
  • Поиск нужных работодателю молодых работников и их подготовка к первому месту работы.

Технологии и механизмы реализации практики

Программа направлена на формирование практических навыков и компетенций у студентов вузов в рамках изучаемых дисциплин, профессиональной ориентации студентов. Предлагается новая модель взаимодействия вуз-школа–студент-работодатель на основании более тесной кооперации и взаимной коррекции, начиная с ранних этапов обучения. В Оренбургской области проект реализуется на базе Оренбургского государственного университета, школ Оренбургской области и состоит из образовательной части, разработки проектов под заказ организаций и предприятий реального сектора экономики и защиты этих проектов.
Программа реализуется в Оренбургской обласити вот уже пятый год, новацией 2018 года стало образование Фаблабов-центров и опорных точек программы в привязке к предприятиям региона. Среди спикеров образовательных треков программы в 2018 году были успешные предприниматели, представители государственных органов, руководители предприятий.

Благодаря Российскому управленческому сообществу особенностью проекта является участие столичных спикеров, среди них: Елена Пустарнакова (г. Москва), эксперт Правительства РФ, специалист по контрольно-надзорной деятельности; Александр Попков (г. Москва) – разработчик маркетинговых стратегий компании Leo Burnett Moscow – одного из самых топовых российских рекламных агентств; Петр Доронин (г. Москва) – предприниматель, собственник нескольких бизнесов; О. Родина (г. Москва) – генеральный директор Российско-французской ландшафтной школы; Павел Сурков (г. Москва) – разработчик, модератор рынка EnergyNet (Национальная технологическая инициатива), координатор Международного форума глобального образования; модератор Форсайт флота АСИ (Агентства стратегических инициатив).
Интерактивную часть проекта в виде вебинаров по Проектному менеджменту модерировал Иван Беланов (г. Москва), L&D Manager в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации. .

Реализация проекта на базе Оренбургского государственного университета способствует индивидуализации образовательного процесса – организация отбора студентов в соответствие с запросами потенциальных работодателей, проведение образовательного прикладного цикла с участием экспертов и специалистов отраслей региона и сопровождение ими каждого студента на всех этапах обучения, индивидуальная работа студентов над проектами и оценка каждого потенциальными работодателями. Такая индивидуализация образования позволяет в конечном итоге подготовить и выпустить более качественно подготовленных молодых специалистов, закончивших высшее учебное заведение.

При непосредственном взаимодействии с представителями организаций, предприятий регионов удается получить объективную картину потребностей работодателей в специалистах с учетом региональной специфики и выстраивать соответствующую образовательную программу. Это позволяет усилить потенциал региона, занимаясь подготовкой специалистов в тех отраслях экономики, которые нуждаются в усилении кадровой политики.

Благодаря обучающей программе проекта студенты приобрели практические умения, навыки. На основе полученных фундаментальных теоретических знаний молодые специалисты изучали реальные практики в разных отраслях деятельности организаций. Тем самым у выпускников ВУЗов открылась возможность выйти на рынок труда с полученным практическим опытом и пониманием рабочей среды, что увеличивает их конкурентоспособность на рынке труда.

Более того, на проекте выполнились задачи первого трудоустройства молодых специалистов – уже на завершающем этапе проекта, участникам были предложены места для прохождения стажировок в организациях с последующим трудоустройством. Тем самым, с одной стороны, проект выполнил функцию доведения молодых специалистов до уровня, требуемого на конкретном предприятии, в организации, а с другой – поиска нужных работодателю молодых работников и их подготовки к первому месту работы.

30 мая 2018 г. в Конгресс-центре «Армада» состоялась  итоговая сессия и защита проектов разработанных в ходе его реализации. Студенты университета презентовали  итоги своей работы с оренбургскими компаниями: «OREANA» (маркетинговая стратегия, презентация продуктовой линейки, инновации в школьной форме), «Оренбургская бетонная компания» (управление рисками в компании), ГК «Армада» (организация деловых событий). Среди «заказчиков» студенческих проектов в этом году стали и социально-ориентированные НКО. Так, совместно с Фондом «Наши дети» участники разработали стратегию развития Фонда по работе с «особенными» детьми

 Организован и проведен образовательный цикл обучающих тематических мероприятий.
Было всего проведено:
• Всего 60 мероприятий + 2 вебинара
• Всего 81 акад час +4 часа по видеотрансляции
• Всего 40 экспертов
 Разработаны и защищены студентами и школьниками более 40 проектов

 В проекте приняли участие 2 ВУЗа, 12 школ, 4 общественных организации
 В проекте приняли участие 20 работодателей-организаций
 В образовательном процессе задействовано более 30 экспертов


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

Что дает студенту и школьнику участие в программе

  • Рост профессиональных компетенций в соответствие с требованиями потенциального работодателя;
  • Получение практических умений, навыков на основе полученных фундаментальных теоретических знаний от ведущих специалистов организаций – потенциальных работодателей;
  • Изучение реальных успешных практик в разных отраслях деятельности от ведущих экспертов России;
  • Возможность выйти на рынок труда с полученным практическим опытом и пониманием рабочей среды, что увеличивает конкурентоспособность на рынке труда;
  • Получение рекомендаций и возможное трудоустройство по успешному окончанию проекта.

Что дает партнеру-работодателю участие в программе

  • Возможность привлечь к работе в организации молодых специалистов, получивших дополнительную подготовку согласно профилю деятельности организации;
  • Возможность сократить издержки на поиск и подбор персонала;
  • Повышение эффективности работы студентов в период прохождения производственной практики и стажировок;
  • Доведение молодых специалистов до уровня, требуемого на конкретном предприятии, в организации;
  • Поиск нужных работодателю молодых работников и их подготовка к первому месту работы.

Финансовые затраты на реализацию практики

из расчета на одного получателя услуги в год (в том числе собственные и привлеченные) 500 000

Формы поддержки, полученной при реализации практики

Партнерами в реализации практики выступили: “Российское управленческое сообщество”, «Национальная родительская ассоциация”, Оренбургский государственный университет, Управление образования Оренбургского района. В реализации практики были использованы гранты и собственные средства.


Проблемы и сложности при реализации

Среди проблем, препятствующих развитию программы: слабое межведомственное взаимодействие между организациями, ведомствами, отсутствие системы региональной поддержки программ


Возможности и перспективы распространения реализуемой практики

Проект может быть мультиплицирован на другие учебные заведения региона в связи с методологическими и организационными наработками, а также имеет возможность тиражирования на другие регионы в связи с отсутствием в них подобного рода программ


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

 

1 Необходимо выстроить разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых школьников и студентов

2.Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в таких программах независимо от места проживания, осваивать программы профильной подготовки

3.Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей и молодежи

4. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки наставничества


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
[/su_private]