Меню Закрыть

Социальная услуга «Учебное сопровождаемое проживание для молодых людей с ментальными нарушениями»

Краткое описание

Нижегородская региональна…


Организация, реализующая практику

Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи “Верас”

Проблема, на решение которой направлена практика

В настоящее время в России активно развивается система оказания помощи детям и подросткам с различными формами инвалидности и ОВЗ. Она ещё далека от совершенства, но всё же работает. Это социальная, правовая, психологическая и педагогическая поддержка в виде различных форм раннего вмешательства, интегрированного обучения в дошкольных и школьных учреждениях, предоставлению социально – реабилитационных услуг и т.д. Эта система стала развиваться во многом благодаря инициативе родительских организаций. Включение в жизнь общества детей и молодых людей с нарушениями развития определяется как важнейшая социальная задача. Альтернативы психоневрологическим домам-интернатам для взрослых в нашем государстве сегодня практически не существует. Есть только отдельные модели, созданные по инициативе общественных организаций. Пилотные проекты реализуются в нескольких регионах и городах: Псков, Нижний Новгород, Пенза, Владимир, Москва, Санкт – Петербург и др.

   Сегодня в России до 90% детей с инвалидностью остаются в семьях. Но до сих пор нет системы поддержки для взрослых людей с ментальными нарушениями, в т. ч. с физическими, интеллектуальными и другими нарушениями, живущих в социуме. Дети с инвалидностью, выросшие в семье и закончившие специальные коррекционные школы, остаются дома с родителями, при чем, очень часто не имеют возможности трудоустроиться, а в последующем жить, насколько это возможно, в социуме самостоятельно или при сопровождении. В связи с тем, что молодые люди с нарушениями не могут жить самостоятельно, их родители вынуждены заботиться о них до глубокой старости. Как альтернативу, государство предлагает единственный вариант – психоневрологический интернат. В 21 веке в России по-прежнему строятся и открываются новые учреждения старой модели на сотни койко-мест. Эти учреждения, где люди с ментальными нарушениями находятся в изоляции, очень дороги в содержании и не соответствуют положениям Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией в 2012г., в частности – ст. 19 и 27, предписывающим вовлечение инвалидов в различные формы жизни на базе местных сообществ. В связи с этим приоритетом государственной социальной политики в настоящее время становится формирование новой формы социальных услуг в России и внедрение комплексных программ сопровождения людей с ментальной инвалидностью для достижения ими максимально возможной самостоятельности в решении жизненных задач.

Непосредственными участниками процесса сопровождаемого учебного проживания являются молодые люди с ментальными нарушениями, их семьи (родители, опекуны) и сотрудники. Кроме того, с учетом проживания молодых людей с инвалидностью в обычном социальном окружении, возникает необходимость проведения работы по созданию условий для формирования уважительного отношения со стороны соседей и других окружающих людей к ребятам с инвалидностью.


Территория, на которой реализовывалась практика

Нижегородская область

Цель и задачи практики (проекта)

Задача №1

Создать условия для преодоления социальной изолированности и образования новых социальных связей молодых людей с нарушениями развития: оборудовать помещение службы длительного сопровождаемого проживания и наладить постоянную работу данной службы на основе стандарта.

Задача №2

Продолжать деятельность рабочей группы для обеспечения отработки и утверждения стандартов услуги сопровождаемого учебного проживания и занятости, разработки концепции служб сопровождаемого проживания и интеграционных мастерских занятости лиц с ментальными нарушениями в г. Нижнем Новгороде.

Задача №3

Оказывать поддержку родителям (законным представителям) молодых людей с инвалидностью путем проведения индивидуальных консультаций, групп взаимной поддержки, тренингов по самоадвокатированию, информационно – практических семинаров по сопровождаемому проживанию и занятости в доступном формате.

Задача №4

Активизировать потенциал молодых людей с ментальными нарушениями, развивать навыки самообслуживания, подготовку их к самостоятельной жизни, профессиональные навыки путем проведения практических занятий во время учебного сопровождаемого проживания и социальной дневной занятости.

Задача №5

Использовать успешный опыт организации сопровождаемого проживания и занятости молодых людей с ментальными нарушениями для разработки методических рекомендаций и распространения в системе социальных услуг региона и на межрегиональном уровне.

Задача №6

Расширение доступа некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере. Заявка на финансирование программы оказания услуг сопровождаемого учебного проживания на базе “Верас” будет подана в реестр СО НКО поставщиков социальных услуг в 2018-19гг. Кроме того, посредством объединения усилий государственных структур и СО НКО, социально ответственного бизнеса будет развиваться механизм общественно-государственного партнерства по распространению лучших практик организации сопровождаемого проживания и дневной занятости для молодых людей с нарушениями развития.


Преимущества и новизна данной практики

Социальная услуга направлена на развитие  учебного сопровождаемого проживания для молодых людей с ментальными нарушениями, нуждающихся в предоставлении комплекса услуг, направленных на формирование у них навыков самостоятельной бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности, обеспечивающих их подготовку к сопровождаемому (или самостоятельному) проживанию.


Технологии и механизмы реализации практики

Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» с 2014 года апробирует и реализует модель сопровождаемого учебного проживания для молодых людей с ментальными нарушениями развития.

Развитие службы сопровождаемого учебного проживания происходит на основе социального партнерства. Партнерами НРООПДИМ «Верас» выступают министерство социальной политики  Нижегородской области, Администрация города Нижнего Новгорода, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Фонд помощи детям «Обнаженные сердца», Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, ПАО Росбанк,  немецкая организация EIKOS, Фонд президентских грантов, ПАО «Т Плюс» и др.

Основная целевая группамолодые люди c 18 лет, имеющие ментальную инвалидность, нуждающиеся в постоянной или периодической посторонней помощи в связи частичным или полным отсутствием возможности самостоятельно себя обслуживать, общаться и решать другие вопросы жизнеобеспечения и социальной сопричастности вследствие нарушений интеллектуальной и (или) физической сфер человека.

В учебном сопровождаемом проживании участвуют молодые люди с ментальной инвалидностью,  которые  посещают группу социализации и дневного пребывания или мастерские занятости  НРООПДИМ «Верас».


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

– ежегодно обучение будут проходить не менее 16 молодых людей с ментальными нарушениями, поддержку получат их семьи.

– будет разработан стандарт социальной услуги, который может быть использован как для дальнейшего государственного финансирования, так и для использования другими НКО и государственными учреждениями.

_ Социальный результат – что произошло с целевой группой

– формирование навыков доступной бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности происходит в ходе решения конкретных жизненных задач (например, для того, чтобы поужинать – нужно спланировать меню, купить продукты в магазине, приготовить из них блюда, накрыть на стол и т.д., при этом помощь оказывается только в том объёме, который необходим для самостоятельного выполнения отдельного действия или операции);

– развитие личностного потенциала людей с ментальной инвалидностью и поддержка их самореализации;

– поддержку получили семьи молодых людей с ментальными нарушениями, у них появилась уверенность, что молодые люди с нарушениями не могут жить самостоятельно, что есть специалисты, которые им в этом помогут.

Социальный эффект – что произошло в обществе

– содействие формированию уважительного отношения общества к лицам с ментальной инвалидностью;

– выстраивается система поддержки для взрослых людей с ментальными нарушениями в регионе;

– появилась альтернатива психоневрологическим домам-интернатам для взрослых, что влечёт экономию средств бюджета;

– соблюдение права человека с инвалидностью жить в обычных местах проживания в соответствии с ратифицированной Конвенцией ООН о правах инвалидов.


Финансовые затраты на реализацию практики

из расчета на одного получателя услуги в год (в том числе собственные и привлеченные) Для реализации практики необходимо учесть следующие виды расходов: - аренда помещения, коммунальные платежи; - питание участников: - расходы на хозяйственно – бытовые нужды; - оплата сотрудников; - досуговые мероприятия; - оборудование, мебель, расходные материалы.

Формы поддержки, полученной при реализации практики

Государственные субсидии, в т.ч. через реестр поставщиков социальных услуг, гранты, пожертвования компаний.


Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики

В результате кардинально улучшится жизненная ситуация не менее 50 людей с инвалидностью, которые живут в семьях вместе с пожилыми родителями. Они сформируют навыки самообслуживания, коммуникации, предпрофессиональные, трудовые и навыки досуговой деятельности для дальнейшей социализации. Для молодых людей организована дневная занятость в интеграционных мастерских общественной организации «Верас» и сопровождаемое проживание по графику с поддержкой социальных работников на трёх площадках – в трёхкомнатной тренировочной квартире и в двух службах длительного сопровождаемого проживания. Обе службы расположены в жилых домах (в социуме).


Проблемы и сложности при реализации

Данный проект направлен на отработку стандарта социальной услуги сопровождаемого проживания и занятости молодых людей с ментальными нарушениями по месту проживания в социуме. Эта модель развивается как стационарозамещающая комплексная услуга сопровождения и является альтернативой психоневрологическим интернатам. Это новое направление для России в целом, практически отсутствует нормативно – правовая база по организации жизненного устройства людей с ментальными нарушениями.

Благодаря совместной деятельности нашей организации «Верас» в сотрудничестве с Министерством социальной политики Нижегородской области и коллег из г. Пскова разработаны методические рекомендации, которые размешены на сайте Минтруда РФ: рриказ Минтруда России № 847 от 14 декабря 2017 г. «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях».


Возможности и перспективы распространения реализуемой практики

Родители, опекуны получат моральную, психологическую и правовую поддержку, приобретут уверенность в будущем своих повзрослевших детей и надежду на то, что они не окажутся в изоляции в интернатных учреждениях. Для семей, имеющих на попечении людей с инвалидностью, будет организована услуга передышки – временного пребывания человека с инвалидностью, который в силу своих ограничений не может остаться один дома без сопровождения. Данная услуга будет доступна бесплатно при экстренных обстоятельствах (болезнь опекуна, помещение его в больницу и т.п.).

Во время публичных мероприятий данный опыт будет распространяться среди профильных специалистов, представителей государственных и муниципальных структур, родителей, как из Нижегородской области, так и других регионов. Будут разработаны методические рекомендации с технологическими картами для организации услуг сопровождаемого проживания и занятости. Одним из результатов проекта станет развитие механизма межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций, включая СО НКО, участвующих в обеспечении сопровождаемого проживания и занятости целевой группы, развитие социального партнерства, расширение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

В НРООПДИМ «Верас» в распоряжении имеются материально-технические и информационные ресурсы:

1) Помещение для деятельности Центра лечебной педагогики и социальной адаптации с целью проведения коррекционно – развивающих практических занятий с детьми и молодыми людьми с нарушениями развития, семинаров для родителей и специалистов

Площадь, кв.м.: 200,00

Вид права использования: безвозмездное пользование

2) Помещение трехкомнатной тренировочной квартиры, где организовано учебное сопровождаемое проживание для молодых людей с нарушениями развития

Площадь, кв.м.: 67,00

Вид права использования: безвозмездное пользование

3) Помещение интеграционных мастерских для молодых людей с инвалидностью

Площадь, кв.м.: 317,00

Вид права использования: безвозмездное пользование.

4) Помещение для развития программы сопровождаемого проживания по адресу Нижний Новгород, ул. Лысогорская, 89Г

Площадь, кв.м.: 240,00

Вид права использования: безвозмездное пользование.

5) Помещение для развития программы сопровождаемого проживания по адресу Нижний Новгород, пер. Камчатский, д.3

Площадь, кв.м.: 200,00

Вид права использования: безвозмездное пользование.

6) Оборудование: Компьютеры – 14, принтеры – 8, дупликатор А4 ч/б, дупликатор цветной, полиграфическое оборудование (резак, ламинатор, брошюровальщик), муфельная печь, мультимедийный проектор, экран, видеокамера и т.д. Помещения полностью укомплектованы необходимым для занятий оборудованием.

7) Автомобили для доставки на занятия детей и молодых людей с инвалидностью: микроавтобус «Тойота» (9 мест) и «Лада Ларгус» (7 мест).

8) Другое: Библиотека методической литературы по вопросам ре- и абилитации, социализации и интеграции детей и взрослых с нарушениями в развитии. Всего 740 изданий. Разработанные специалистами нашей организации и изданные брошюры по развитию детей с аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, по юридическим вопросам предоставления услуг и льгот семьям, воспитывающим детей-инвалидов (всего 10 наименований). Большая видеотека фильмов по вопросам ре- и абилитации, социализации и интеграции детей и взрослых с нарушениями развития.

Для устойчивости и  тиражирования практики важно создать и развивать рабочую группу, куда входят представители профильных министерств и ведомств, законодательной власти, НКО. Заседания рабочей группы проходят один раз в три месяца. В результате определяются дальнейшие возможности развития услуги сопровождаемого учебного и постоянного проживания, дневной социальной занятости лиц с нарушениями развития в г. Нижнем Новгороде, завершена подготовка стандартов данной услуги для дальнейшего финансирования. Предложения по финансированию служб сопровождаемого проживания и занятости поданы в реестр СО НКО.

В  службе сопровождаемого проживания работают следующие сотрудники: руководитель службы, психолог, социальные работники (4 чел.).


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
[/su_private]