Меню Закрыть

От лесных лидеров к лидерам школьных лесничеств (продолжение проекта «От лесных активистов до лесных лидеров»)

Краткое описание

Проект “От лесных лидеров к лидерам школьных лесничеств (продолжение проекта «От лесных активистов до лесных лидеров»)” направлен на вовлечение детей в одну из эффективных форм организации экологического образования детей для повышения экологической грамотности – школьные лесничества. В рамках проекта будет создан механизм и комплект нормативно-правовой и регламентирующей документации по созданию региональной инфраструктуры школьных лесничеств. Будет обновлена содержательная часть деятельности школьных лесничеств, включающая в себя современные востребованные конкуретноспособные программы, тесно связанные с вопросами экономики и социальной жизни людей на конкретной территории, которые будут направлены на обучение, прежде всего, навыкам проектной деятельности. Будет представлен комплекс муниципальных мероприятий, которые будут организованы и проведены членами школьных лесничеств республики с совместным участием специалистов образовательных, научных организаций и организаций реального сектора экономики (арендаторов лесных участков), для которых будет проведена серия обучающих семинаров. Проект предусматривает проведение многоэтапных и разноуровневых мероприятий для детей от ознакомительного до углубленного уровня, нацеленных на повышение мотивации детей, раскрытие и развитие способностей каждого ребенка, а также их раннюю профориентацию. Результатами реализации проекта будет привлечение не менее 544 детей из муниципальных образований республики в рамках проведения мероприятий ознакомительного уровня, не менее 272 детей в рамках базового уровня и 60 детей в рамках углубленного уровня. Не менее 250 детей примут участие в мероприятиях, организованных самими членами школьных лесничеств. Не менее 100 специалистов пройдут обучение и будут обеспечены полными комплектами документов. Будет создана региональная инфраструктура школьных лесничеств, включающая сеть муниципальных опорных площадок, которая позволит уже к 2019 году увеличить количество школьных лесничеств в республике и детей, занимающихся в них, не менее чем в два раза. В рамках проекта будут созданы информационные ресурсы, предусматривающие открытый доступ для всех субъектов Российской Федерации, которые также смогут стать участниками Межрегиональной конференции. На реализацию проекта необходимо 7 месяцев. Проект поддерживается Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования Республики Марий Эл “Детский эколого-биологический центр” Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» и ООО “Кокшайский лес” и другими арендаторами лесных участков республики.


Организация, реализующая практику

Автономная некоммерческая организация в области охраны окружающей среды и рационального природопользования “Охрана леса”

Территория, на которой реализовывалась практика

Республика Марий Эл

Цель и задачи практики (проекта)

Цели

Содействовать развитию движения школьных лесничеств в Российской Федерации путем расширения условий и возможностей для получения школьниками, особенно из сельской местности, дополнительного образования в области естественнонаучной направленности за счет привлечения различных ведомств и предприятий государственного и негосударственного сектора к обновлению и реализации современных программ в сетевой форме, создавая инфраструктуру поддержки школьных лесничеств в Республике Марий Эл

Задачи

  1. Разработка модели инфраструктуры поддержки школьных лесничеств в Республике Марий Эл путем создания сети опорных площадок, включающей объединенную партнерскую сеть государственного и негосударственного сектора и созданные муниципальные штабы из числа лесных лидеров
  2. Разработка современных востребованных конкурентоспособных программ для школьных лесничеств, тесно связанных с вопросами экономики и социальной жизни людей на конкретной территории
  3. Организация повышения профессионального уровня специалистов образовательных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики (арендаторов лесных участков), участвующих в организации деятельности школьных лесничеств
  4. Создание в муниципалитетах опорных площадок и реализация на их базе программ для членов школьных лесничеств с участием научных организаций и организаций реального сектора экономики, что обеспечит равный доступ к сов

Преимущества и новизна данной практики

Республика Марий Эл (17 муниципальных образований): г. Йошкар-Ола г. Волжск г. Козьмодемьянск Волжский район Горномарийский район Звениговский район Килемарский район Куженерский район Мари-Турекский район Медведевский район Моркинский район Новоторъяльский район Оршанский район Параньгинский район Сернурский район Советский район Юринский район


Технологии и механизмы реализации практики

Школьные лесничества являются одной из эффективных форм организации экологического образования детей. Содержание деятельности школьных лесничеств включает основные направления экологического образования: практическая, просветительская, исследовательская деятельность и теоретическая подготовка. В республике в 2014 году было 44 школьных лесничеств с охватом 635 детей, в 2017 году уже 32 школьных лесничества с охватом 583. Снижение показателей требует поиска новых форм и методов, разработку новых технологий и моделей организации работы с детьми по вовлечению их в практическую и природоохранную деятельность по сохранению природы родного края. Одной из эффективных форм работы, на наш взгляд, является ориентация деятельности школьных лесничеств на проектную деятельность при создании новых интересных (краткосрочных) программ, проведении занятий-тренингов. Последние хорошо себя зарекомендовали, так как позволяют детям в короткие сроки получить навыки проектной деятельности, а в дальнейшем – самостоятельно выполнять проекты и могут стать их серьезным увлечением. В рамках реализации прошлого проекта были созданы 17 муниципальных штабов лесных активистов,в которых зарегистрированы всего 60 обучающихся, хотя в школе лесных активистов приняло участие 682 обучающихся из 76 школ. Цель создания муниципальных штабов – научить детей в муниципалитетах выявлять и реализовывать актуальные общественные проекты, направленные на защиту и поддержку окружающей среды, подготовку их к активной и продуктивной общественной деятельности, формированию у них чувства ответственности за окружающий мир, привлекая сверстников. В этом проекте планируется активизировать деятельность школьных лесничеств при участии лидеров муниципальных штабов и привлечение в эти штабы членов школьных лесничеств для формирования организаторских способностей. Повышение экологической грамотности, обучение организации конкретных мероприятий невозможно без участия заинтересованных организаций, ведомств и предприятий. Для оказания помощи по организации работы с детьми мы привлекаем специалистов высших учебных заведений и реального сектора экономики. Все эти задачи соответствуют выполнению задач, представленных в Плане мероприятий («дорожная карта») по развитию школьных лесничеств на 2018 – 2027 годы, подготовленном совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Проблема, на решение которой направлена практика
  • Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Формы поддержки для реализации практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
  • Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику
[/su_private]