Меню Закрыть

РАСположи меня к миру

Краткое описание

Проект подразумевает создание системы комплексной помощи детям с расстройством аутистического спектра, членам их семей с использованием методов с научно-доказанной эффективностью, на территории города Волжска Республики Марий Эл. На первом этапе (июнь-август 2018 года) будут созданы условия для успешной работы проекта: заключены договора с базовыми учреждениями, обучены педагоги, проведена диагностика . Все педагоги, занятые в проекте имеют высшее специальное образование по специальностям – психология, дефектология, логопедия. Один из педагогов прошел обучение по прикладному анализу поведения . Планируется обучение логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и тьютеров. Диагностика детей будет проводится по методике VB-MAPP Марка Сандберга – программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития. По результатам диагностики на каждого ребенка будет составлена индивидуальная программа развития, обучения и коррекции поведения. В детском саду будет организована специальная структурированная среда: зоны для групповых и индивидуальных занятий, зона сенсорной разгрузки. Второй этап работы (сентябрь2018 – июнь 2019) посвящен образованию и развитию детей. В работе предполагается использование методов структурированного обучения, как наиболее эффективно доказанного лучшими мировыми и российскими практиками. В рамках стратегии используются разнообразные методы обучения навыкам – визуальная поддержка, РЕСS — система коммуникации с помощью обмена картинками, сенсорная интеграция, прикладной поведенческий анализ, музыкальные и ритмические стратегии. По мере привыкания детей к новым условиям, они будут привлекаться к групповым занятиям и «выводится на инклюзию» к здоровым сверстникам. Сначала «точечную» – праздники и развлечения, затем «частичную» – занятия, игры в общеразвивающих группах. Параллельно на базе учреждения будет организован консультативный пункт «РАСправь крылья», где семейные консультанты окажут практическую помощь членам семьи в сопровождении детей с РАС в домашних условиях. Работа проводится по запросу родителей, всего 12 выходов в семью. Обученные родители организованных детей будут проводить лектории для родителей неорганизованных детей города – 6 встреч «Спроси у меня». На третьем этапе (июль – август 2019) будет организован летний выездной лагерь «Дружная семья». Каждую семью сопровождает консультант, который в повседневной деятельности обучит членов семьи методам структурированного обучения. Кроме этого лагерь поспособствует укреплению детско-родительских отношений и повысит уровень самостоятельности ребенка (выполнение задания без подсказки взрослого), что является важным и универсальным умением, расширит адаптивные возможности семьи. Завершит работу проекта итоговая диагностика приобретенных социальных и образовательных навыков детьми. Опыт педагогов и родителей будет распространен в городе Волжске и Республике Марий Эл.


Организация, реализующая практику

Местная общественная организация родителей по поддержке и помощи семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов и инвалидов с детства, старше 18 лет “Ребенок с будущим города Волжска”

Проблема, на решение которой направлена практика

В настоящее время в России и в Республике Марий Эл большинство детей с аутизмом находятся за пределами образовательной системы и не посещают детский сад. Родители детей с РАС получают заключение о неготовности ребенка посещать массовые образовательные учреждения. В результате дети лишаются возможности развивать свои социальные навыки и овладевать знаниями, а их родители вынуждены отказаться от работы, чтобы быть с ребенком дома. На сегодняшний день из 184 детей с инвалидностью 15 имеют расстройство аутистического спектра.10 детей дошкольного возраста не посещают детские сады. По данным института коррекционной педагогики РАО, если ребенок с РАС вовремя получает комплексную психолого-педагогическую коррекционную помощь, то риск его инвалидизации снижается на 70%. Дети получающие раннюю комплексную психолого-педагогическую помощь в 60% случаев могут обучаться по программе массовой школы; в 30% по программе вспомогательной школы, и только лишь 8–10% адаптируются в условиях семьи. Следует говорить об особой ранимости семьи, где есть ребенок с аутизмом. Напряженностью своих переживаний они выделяются даже на фоне семей, имеющих детей с другими тяжелыми нарушениями. Опрошенные родители выделяют несколько причин: 1.Поздняя диагностика. 2. 100% мам испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени из-за сверхзависимости своих детей, имеют очень низкую самооценку, считая, что недостаточно хорошо выполняют свою материнскую роль. 3. Отцы, если и остаются в семье, обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены, на них ложатся материальные тяготы по обеспечению ухода за ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть пожизненными. 4. В особой ситуации растут братья и сестры аутистов: они чувствуют обделенность вниманием, считают себя нелюбимыми. Иногда рано взрослеют или «переходят в оппозицию», и тогда их отчужденность от забот семьи становится дополнительной болью родителей. 5. Отсутствие моральной поддержки родственников, осуждение соседей ввиду нехватки информации об аутизме. Таким образом, помощь детям с РАС, испытывающим трудности в обучении, общении и социальной адаптации, обеспечение полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями , создание условий для реализации права на получение доступного дошкольного образования в соответствии с рекомендованным образовательным маршрутом возможно лишь в триединстве “ребенок-родитель-педагог”.


Территория, на которой реализовывалась практика

Республика Марий Эл

Цель и задачи практики (проекта)

Цели

  1. Апробировать и внедрить пилотную инклюзивную модель дошкольного обучения для 50 участников (дети с РАС, типично развивающиеся сверстники, семейное окружение, педагоги) в систему образования города Волжска через технологию «Ресурсная группа» для детей с аутизмом

Задачи

  1. Обучить педагогов ресурсной группы и дошкольного учреждения в вопросах сопровождения детей с РАС в образовательном процессе
  2. Организовать в МОУ ДОУ № 23 “Кораблик” ресурсную группу для детей с РАС, где обучение новым навыкам происходит индивидуально (1 ребёнок – 1 тьютор)
  3. Разработать индивидуальные планы включения каждого ребенка с РАС в обычную группу детского сада и социальное взаимодействие (вне формата структурированной учебной деятельности) с типично развивающимися сверстниками
  4. Организовать работу консультативного пункта “РАСправь крылья” для помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей с РАС
  5. Создать условия для тесного взаимодействия родителей ресурсной группы со всеми участниками образовательного процесса
  6. Привлечь внимание к вопросу инклюзии детей с РАС с раннего возраста через описание и распространение опыта среди широкой родительской и педагогической об

Технологии и механизмы реализации практики


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Новизна предлагаемой технологии
  • Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Формы поддержки для реализации практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
  • Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику
[/su_private]