Меню Закрыть

Живые картины

Краткое описание

“Живые картины” – реализованный проект развития творческих способностей детей и молодых людей с ментальными нарушениями здоровья через музейно-театрализованную деятельность. Решаемая проблема – низкий уровень социальной адаптации детей и молодежи с ментальными нарушениями здоровья, связанный с недостатком адаптированных для них программ и проектов творческого и культурного развития. Преимущество и “эксклюзивность” проекта в том, что с его помощью удалось познакомить с картинами из известных музейных коллекций детей и молодежь, не покидающих стен специализированных психоневрологических пансионатов.


Организация, реализующая практику

Автономная некоммерческая организация содействия социальной адаптации семьи и детей «Центр развития социального интеллекта»

Проблема, на решение которой направлена практика

Проблема, на решение которой направлена наша практика – низкая социальная адаптация детей и молодежи с ментальными нарушениями здоровья, связанная с недостатком адаптированных для них программ и проектов творческого и культурного развития.

Одна из основных причин низкой социализации детей с ОВЗ заключается в нарушении их связи с миром из-за бедности контактов, малой доступности условий для развития (кружки, секции, доп. образование, культурно-досуговые мероприятия). Наша практическая деятельность лежит в сфере работы с детьми, мы имеем постоянную обратную связь от образовательных учреждений, учреждений культуры и регулярно наблюдаем превалирование принципа сегрегации над инклюзией в развитии детей с ОВЗ.

Негативное влияние на развитие инклюзии оказывают, в том числе, и ограничения в восприятии возможностей детей с ОВЗ, сформированные в нашем обществе и негативное отношение работников музеев и других культурно-просветительских учреждений к необходимости учитывать потребности детей с ментальными нарушениями, неумение и нежелание с ними работать.

Следующий фактор – имитация инклюзии в образовательных и культурно-досуговых учреждениях из-за недостаточности материальных ресурсов, психологической неготовности сотрудников к работе с детьми с ОВЗ. Только в разрезе обязательного образования: в миллионной Самаре из 150 школ – менее 10 школ с реальной инклюзией, в 100-тысячном Новокуйбышевске – 1 школа из 17.

Обычная практика в регионе – “праздничные” фестивали для детей с ОВЗ, выставки их творческих работ и практическое отсутствие постоянных программ развития для них в учреждениях культуры. Основное внимание и силы уделяются пространственной доступности среды, в ущерб содержательной работе с детьми-инвалидами и реальной инклюзии. Музеи, библиотеки, творческие студии, культурно-досуговые учреждения практически не разрабатывают программ и занятий для детей  и ментальными нарушениями, а те что предлагаются практически повсеместно не учитывают особенности и потребности этих детей.


Территория, на которой реализовывалась практика

Самарская область

Цель и задачи практики (проекта)

Целью проекта является расширение картины мира у детей, имеющих ментальные нарушения здоровья, и творческая реабилитация молодых инвалидов с ментальными нарушениями через музейно-театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Получения позитивного опыта психоэмоционального переживания живописных полотен у детей целевой группы через посещение музеев и творческую практику.
  2. Создание условий для развития творческих способностей у молодых инвалидов из целевой группы через посещение музеев и постановку спектаклей по сюжетам картин.
  3. Знакомство детей и молодых людей с ментальными нарушениями здоровья, живущих в специализированных пансионатах, с русским живописным наследием через цикл театрализованных постановок «Живые картины».
  4. Распространение практики проекта и повышение уровня информированности сотрудников музеев и общественных организаций, работающих в области творческой реабилитации детей-инвалидов, о практике проекта и возможностях ее применения в своих учреждениях.

Преимущества и новизна данной практики

Основных идей проекта для решения проблемы – две.

Первая идея: развить и показать творческие возможности людей с ментальными нарушениями, ломая стереотип их восприятия сообществом, как людей мало к чему приспособленных.

Вторая идея: «приблизить» музейные коллекции живописи к особым детям, в силу своего здоровья, не покидающих стен специализированных пансионатов.

Деятельность:

  • посещение музеев Самары детьми с ОВЗ из детского дома № 3 и театров-студий,
  • практические занятия декоративно-прикладным творчеством,
  • постановка мини-спектаклей по сюжетам известных произведений русской живописи («Живые картины»),
  • показ этих спектаклей в психоневрологических пансионатах для детей и молодых людей с инвалидностью.

Мы предлагаем не самый распространенный формат инклюзивной музейной практики. Особенность проекта в том, что люди, имеющие ментальные нарушения здоровья, одновременно являются исполнителями и благополучателями проекта – актеры театров. Их участие в ярких, красочных театральных постановках – не только собственная творческая реабилитация, но и живой пример другим инвалидам, имеющих такие проблемы со здоровьем, как можно сделать свою жизнь востребованной и интересной.

Театральные постановки «Живые картины» – 4 спектакля по сюжетам картин русских художников, продолжительностью не более 15 минут. Это наиболее подходящая продолжительность театрального действа для людей с ментальными нарушениями. Спектакль – авторский, в стихах, костюмированный в соответствии с сюжетом картины, со звуковым сопровождением.

Актеры театров поставили 4 спектакля по сюжетам картин Ван Гога «Маковое поле», Венецианова «Жнецы», Репина «Бурлаки», Пукирева «Неравный брак». Длительность спектаклей составила от 5 до 15 минут. Эти спектакли были представлены в детском доме, на каждом представлении присутствовало от 40 до 50 детей, больше половины из них имеют нарушения в развитии, снижение интеллекта. Актерский состав вовлекал детей детского дома в мастер-классы по театральной импровизации и актерскому мастерству.

В проекте проводились творческие занятия с детьми с ОВЗ, проживающими в  детском доме, включающие в себя:

  • занятия сторителлингом после посещения музея, как способ контейнирования впечатлений после экскурсии по музейной экспозиции. В результате – создание одной истории, которая ляжет в основу мультфильма-впечатления,
  • занятия декоративно-прикладным творчеством – созданием визуальных образов героев, предметов, артефактов, раскрывающих историю. Использование различных техник – аппликация, бумажная пластика, лепка пластической глиной, создание макетов – по выбору и умениям детей,
  • затем дети снимают мультфильм при помощи созданных предметов и сценария на основе детских историй.

Дети научились снимать мультипликационный фильм, практически пройдя все стадии его создания – выбор идеи, создание команды с распределением ролей и обязанностей, написание сценария, раскадровка, выбор техники мультипликации, создание фонов и героев, процесс съемки, озвучивание. С монтажом кадров и наложением звука дети познакомились на нашем оборудовании, но окончательный монтаж снятых мультфильмов произвел наш специалист.

В результате занятий воспитанники детского дома впервые получили практический опыт в анимации, у них появились новые знания (как происходит создание мультфильма, какие этапы для этого необходимы, насколько этот процесс трудоемок и затратен по времени, какое оборудование для этого нужно).

Их словарь обогатился новыми словами и понятиями, у них появилось понимание, что процесс мультипликации – такой интересный и творческий – требует усидчивости, концентрации, ответственности и внутреннего контроля. Они впечатлились тем фактом, что очень важно умение распределять роли в команде и умение достигать договоренности внутри команды.

В работе на музейных экспозициях мы использовали следующий способ взаимодействия детей с окружающей средой:

Моделирование ситуации – это игра, в которую мы детям предлагаем поиграть на выставочной экспозиции. В этой игре дети сами называют предметы, которые видят, пытаются обосновать их нужность и правильно объяснить, что произойдет, если этого предмета не будет. Дети самостоятельно разбирают ситуацию и моделируют ее – что будет, если вот это мы уберем, а почему нельзя убрать этот предмет из экспозиции, чем мы сможет его заменить и т.д. Таким образом, своим личным эмоциональным участием дети помогают сами себе – запоминают, как называются вещи и предметы и что с их помощью можно сделать. Здесь присутствует важный момент – личное участие в расширении границ познания мира особым ребенком.

Например, на этнографической экспозиции в музее Алабина мы с детьми разбирали устройство крестьянского дома и костюм. Детям было предложено узнать, где мы находимся и самостоятельно «обставить» избу – назвать предметы обстановки, «убедить» нас в том, что без этих предметов жить было нельзя, сделать виртуальный перенос этих предметов в их квартиры (по факту рассказать какая трансформация произошла с ними за много лет) и какие вещи из этнографического костюма стали нашей сегодняшней одеждой.

В Музее модерна (бывшем особняке купчихи Курлиной с основной экспозицией, сохраняющий быт и предметы того времени) дети с ментальными нарушениями здоровья (в основном, это дети с ЗПР разного уровня тяжести) знакомились с историей и предметами старины через осязание и адаптированный рассказ. Им, с согласия музейных работников, дали возможность держать в руках, трогать определенные предметы экспозиции, чувствовать их, «встраивать» в придуманную музейную историю. Для детей это была замена традиционной экскурсии, которая им мало интересна в силу их слабой концентрации, непродолжительности внимания к чему-либо и  не сформированного навыка музейного посещения.


Технологии и механизмы реализации практики

Целевые аудитории нашего проекта:

  1. дети (5-12 лет) с ментальными нарушениями здоровья, живущие в коррекционном социальном центре «Иволга» г. Самара (бывший детский дом № 3),
  2. молодые инвалиды с ментальными нарушениями здоровья – актеры инклюзивных театров-студий . Формально, они – взрослые (18-35 лет), но в силу заболеваний (синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость, серьезные неврологические патологии, особенности психического развития) уровень их интеллектуального развития и социализации соответствует детскому возрасту,
  3. дети и молодые люди с ментальными нарушениями из 3-х психоневрологических пансионатов Самарской области.

Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

Количественные показатели:

  1. 20 детей в возрасте от 5 до 13 лет со снижением интеллекта и/или поведенческими нарушениями (воспитанники коррекционного центра «Иволга»,
  2. 30 детей в возрасте 10-18 лет и молодых людей  с ментальными нарушениями здоровья (актеры театра-студии «Астрей» г. Новокуйбышевска и театра-студии «МиРок» г. Самара.),
  3. Более 300 детей и молодых людей из 3-х психоневрологических пансионатов области  стали зрителями спектаклей,
  4. От 40 до 50воспитанников коррекционного дома «Иволга» стали зрителями каждого спектакля.

У первой целевой группы (воспитанников коррекционного детского дома) произошли следующие изменения:

  1. В результате посещения музеев, в которых мы с детьми работали не по стандартной музейной программе, а по адаптированной, строго дозируя информацию, чтобы не вызвать эмоционального и психического перегруза, используя методы моделирования, у детей появилось позитивное восприятие музея. Новая обстановка не вызывала у них стресс, а скорее, здоровое любопытство. Их словарный запас обогатился новыми терминами, связанными с историей, культурой города, а также – самим музеем. Однако подчеркнём, что такие изменения возможны только при значительном усилии по созданию программ, адаптированных к нуждам особых посетителей, со стороны музеев.
  2. В результате занятий мультипликацией мы фиксировали развитие внимательности, улучшение мелкой моторики (дети стали лучше раскрашивать своих героев, соблюдая границы рисунков, более умело стали пользоваться ножницами, более эстетично подходить к выбору цвета и его сочетаниям). В области развития коммуникативных навыков мы отметили возросшую дружелюбность детей, занятых общим делом – мультфильмом. Стало меньше придирок друг к другу, реже использовались ругательства, дети развили навык гостеприимства (им нравился наш педагог и занятия с ним, поэтому они старательно создавали атмосферу «хороших хозяев» – угощали чаем, заботились об удобном месте для занятий) и организованности (самостоятельно собирали группу для занятий).

Именно эти навыки и умения в дефиците у детей с ментальными нарушениями, а в нашем случае к особенностям детей добавляется еще жизнь в социальном учреждении (иногда с младенчества), травматичный опыт ТЖС, воспитание вне семьи. Таким образом, мы фиксируем в результате реализации проекта снижение дефицитов социальных навыков у детей целевой группы и повышения у них самооценки, они создали мультфильм, чем повысили свой статус в группах.

У второй целевой группы (актеров с ментальными нарушениями) изменения произошли в 2-х направлениях.

Первое – творческое, они впервые создали спектакли на «заказ» – по картинам художников. Это был определенный выход за рамки своей зоны комфорта, с которым они справились.

Второе направление касается повышения их статуса в глазах общества, которое имело конкретное практическое проявление. Благодаря мероприятиям проекта самый крупный музей области (историко-краеведческий им. Алабина) пригласил театральные труппы к сотрудничеству.

Спектакль по «Живым картинам» был включен в экскурсию «Самара театральная», которая начиналась в зале музея, а затем «уходила» на улицы города. Впервые в бальные мероприятия музея им. Алабина были включены театральные постановки обеих театров-участников, тем самым  была предоставлена дополнительная площадка для выступлений особых актеров (что важно для них) и привычные музейные программы обогатились синтезом искусств.

 

 

 

 

 

 

 

 
   

Финансовые затраты на реализацию практики

из расчета на одного получателя услуги в год (в том числе собственные и привлеченные) 427 т.р.

Формы поддержки, полученной при реализации практики

Проект реализован на средства, полученного  в результате победы  проекта в конкурсе «Инклюзивный музей» при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» в сумме 200 000 рублей.

Собственный вклад организации составил 226 900 руб. Собственным вкладом является – добровольческий труд части исполнителей проекта, материальные ресурсы – оборудование для анимации, фотоаппарат, картины (репродукции в багетных рамах), мольберты, звуковое оборудование для спектаклей.


Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики

Самая интересная история связана с посещением областного художественного музея – куда мы приехали не только со своей подборкой постеров, но и с электронными копиями картин на планшете. Дети вместе с психологом и педагогом занимались сопоставлением экспозиционных картин и привезенных нами постеров, искали схожее и различия, разбирали отличие подлинника и копии, учились видеть стиль художника, тренировались в поиске картин определенного художника в массе электронных изображений картин. Психолог проекта занимался с детьми поиском предыстории картины (что произошло, что случилось, почему появилась эта картина), подводил детей к описанию сюжета картины и связи полотна и личности художника. Тем самым, у детей происходила тренировка навыков внимательности, концентрации, развивалась логика и мышление, пополнялся словарный запас, обогащалась речь.


Проблемы и сложности при реализации

Молодые инвалиды находятся под гиперопекой своих родителей. Родители давно находятся в группе «инвалидизированных» родителей, для которых характерен выбор минимального «сопротивления» особенностям ребенка и максимальной опеки над ним. Они давно живут с фактом инвалидности своих детей и не особенно стремятся к их развитию и самостоятельности. Кроме того, родители молодых инвалидов – люди пенсионного возраста, поэтому любая поездка для них – это выход из зоны комфорта, поэтому мы испытывали большие сложности в организацией поездок молодых людей в музеи.

Стоит отметить тот факт, что в региональной музейной среде мало понимания потребностей людей с ОВЗ, чаще всего доступная среда музеев заканчивается пандусами и табличками. В этом плане сотрудничество музея им. Алабина с особыми актерами «сдвинуло» целый пласт в сознании музейных специалистов.


Возможности и перспективы распространения реализуемой практики

Благодаря проекту «Живых картин» детский психоневрологический пансионат  для умственно-отсталых детей пригласил нас к постоянным  занятиям с группой их детей.

Театр «МиРок», в рамках проекта впервые столкнувшийся с воспитанниками детского дома, придумал  проект «КомбиART», в котором планирует заниматься актерским мастерством с воспитанниками и ставить с ними  совместные постановки. Для этого они начали переговоры с департаментом опеки о совместном пребывании в летнем оздоровительном лагере и проведении фестиваля «КомбиART».


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Для тиражирования практики важно иметь партнерские взаимосвязи с общественными творческими организациями людей с инвалидностью и государственными учреждениями культуры. В нашем случае мы широко это использовали – привлекали к проекту театры-студии, созданные родителями детей-инвалидов, и музеи Самары, в которых проводили свои мероприятия.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
[/su_private]