Особая Афинская школа

Краткое описание

«Особая Афинская школа» — методика работы с детьми и молодыми людьми с ментальными и поведенческими нарушениями развития, целью которой является повышение уровня социальной адаптации детей и молодых людей для их дальнейшей включенности в пространство общественных отношений. Наш опыт культурно-просветительской деятельности, практики музейной педагогики с детскими, интегративными группами, опыт проведения психологических детских групп, опыт работы с коммуникативными умениями дошкольников и вербализацией их чувств, в итоге породили собственное понимание форм и методов в развитии и социализации детей с использованием синтеза психологической практики, арт-терапевтических методик и технологий музейной педагогики. Методика разработана специалистами АНО МОЦ «Школа-Музей-Культура» и используется в организации при проведении занятий по социализации детей и молодых людей с ментальными и поведенческими нарушениями развития.


Организация, реализующая практику

Автономная некоммерческая организация Музейно-образовательный центр «Школа-Музей-Культура»

Проблема, на решение которой направлена практика

Низкий уровень социального интеллекта — проблема многих современных детей, у детей с ментальными нарушениями она стоит особо остро. У особых детей недостаточно развит социальный интеллект, они испытывают большие трудности в коммуникации с миром, у них плохо развиты навыки взаимодействия с другими детьми, все это отрицательно сказывается на их развитии и включенности в социум.

Причинами этого являются ресурсно другие способности особых детей к социальному контакту, закрытость от контактов извне у этих семей, невысокая родительская компетентность, ограниченность в выборе занятий и центров развития особых детей.

Как следствие, возникает дефицит общения и опыта социальных контактов у особых детей, что в ведет в дальнейшем к их малой включенности в общественные отношения, формирует инвалидный стиль жизни, способствуя высоким расходам на их содержание.


Территория, на которой реализовывалась практика

Самарская область

Цель и задачи практики (проекта)

Цель — повышение уровня социальной адаптации и личностное развитие детей с с ментальными и поведенческими нарушениями развития.

Задачи:

1.Развитие навыков социализации и творческих способностей детей целевой группы через комплексные занятия в «Особой Афинской школе»

2. Повышение уровня родительской компетенции в области развития навыков у детей с особенностями развития.

3. Создание условий для закрепления навыков и умений детей целевой группы в семейной среде.

Основная целевая группа — дети в возрасте от 5 до 18 лет и молодые люди 18+ с ментальными и поведенческими нарушениями развития.

Структура этой целевой группы: дети и молодые люди с РАС (F84.0-F84.9, исключая синдромы Ретта, Геллера), с умственной отсталостью (F70, F71, F78, исключая тяжелую и глубокую степени УО — F72, F73), с синдромом Дауна (Q90).

Возрастное деление групп: 5-7 лет, 8-12 лет, 13-17 лет, 18-35 лет.


Преимущества и новизна данной практики

Преимущества.

Эта методика социализации детей с ментальными нарушениями, включая расстройство аутического спектра, основанная на общении и взаимодействии детей в группе. Дети с РАС испытывают значительные трудности в желании и понимании действий других людей, данная методика мягко подводит детей с аутизмом к взаимодействию в группе и получению удовольствия от этого.

Методика ОАШ показывает умеренную или недостаточную эффективность в работе с категорией не речевых детей, детей с нарушениями слуха и зрения. Дети с моторной алалией успешны в ОАШ при условии, что у ребенка есть навык мимической или жестовой экспрессии.

Дети с тугоухостью и сниженным зрением могут участвовать в группе ОАШ, если обладают устойчивой нервной системой и могут высиживать без внимания специалиста около 10 минут. Крайне нежелательно брать больше одного такого ребенка в одну группу.

Методика не предназначена для работы с детьми с сенсомоторной алалией.


Технологии и механизмы реализации практики

«Особая Афинская школа» представляет собой цикл еженедельных занятий с детьми на протяжении учебного года. В основу работы с детьми в ОАШ положены следующие принципы и формы:

1. работа в зоне его ближайшего развития — это означает, что ребенок, находясь на пике своих познавательных возможностей, может освоить что-то новое с помощью взрослого, а затем этот новый навык ребенка становится его личным достоянием и самостоятельно используется в дальнейшей деятельности.

2. ценность групповой работы, как формы развития высших психических функций ребенка, его мотивации к сложным коллективным и индивидуальным действиям

3. уважение личности и мнения ребенка, отсутствие жесткой закрепленности приоритета знаний ведущих группы.

4. многообразие форм (много картин, много направлений в живописи, разные формы изучения культурного наследия) и видов деятельности (настольные и ситуационные игры, социальные истории, несколько видов декоративного творчества).

«Особая Афинская школа» подразумевает работу 2-х специалистов с группой — психолога и специалиста по творческим занятиям.

Концептуально методика работы ОАШ строится на модернизации более ранней рабочей модели «Афинской школы» — инклюзивной методике развития нейротипичных и особых детей в малых группах.

«Афинская школа» возникла как форма занятий в интегративных детских группах в рамках проекта «Искусство инклюзии», позднее оформившись в методику работы по социализации детей средствами арт-терапии. При разработке методики использован подход с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Суть методики ОАШ в процессе социализации ребенка заключается в развитии навыков социального взаимодействия, в первую очередь — коммуникативной и интерактивной стороны общения.

Для развития коммуникации особых детей проводится сепарация с родителем, развитие модели психического (принятие наличия факта другого), развитие механизмов эмпатии, анализа и синтеза деятельности другого.

Построение занятия.

ОАШ представляет собой цикл, связанных по смыслу, занятий 2-х специалистов с группой детей. Занятие длится 2 часа, исключая первый месяц занятий, продолжительность которых составляет 1 час 45 мин. Это объясняется необходимостью детей привыкнуть к новому пространству, вработаться, начать получать удовольствие от занятий, позволяющих сделать их несколько длиннее и довести до 2-х часов.

Занятие разделяется на три блока — психологический, чайная пауза, блок творчества.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. День недели и время занятий группы устанавливаются в самом начале и в обязательном порядке сохраняются до конца цикла, без изменений и переносов. Это условие — один из элементов методики, отвечающий потребностям особых детей и развивающих у них умение соблюдать границы времени.

Занятия проводятся с 15 сентября по 15 июня, такой выбор сделан из-за того, чтобы «развести» в восприятии детей обычную школу и «Особую Афинскую».

Всего цикл включает 32 занятия с группой за 9 месяцев, рекомендуется не планировать и не проводить занятия в период новогодних и майских праздников, это связано с большой перегруженностью детей праздничными событиями и мероприятиями. В этот период у детей могут быть срывы, откат к негативным поведенческим реакциям, повышенная усталость и заболеваемость. Эти каникулы заранее обговариваются с детьми и вписываются в общий план занятий группы.

Рекомендуется не прерывать цикл занятий в ОАШ из-за краткосрочных праздничных дней (23 февраля, 8 марта и т.п.), чтобы не нарушать привычный еженедельный ритм занятий.

По завершении цикла занятий ОАШ группа устраивает торжественное чаепитие с обсуждением планов детей на лето.

Блок психологической работы.

Его ведет детский психолог. Группа учится создавать первичные границы общения, тренирует навык активного говорения, улучшает свои возможности эмоциональной регуляции.

Изначально дети сидят или лежат в кругу на бескаркасных креслах и пуфиках (они принимают форму тела, не могут травмировать ребенка в случае его агрессивных порывов). Начало встречи, это вводная часть, где психолог стимулирует всех делиться своим настроением. На начальных этапах (до 2-х месяцев) дети не делают этого или делают крайне неохотно. Постепенно эта начальная часть будет приобретать все большее значение и занимать до 10-15 минут времени, начинаясь с 2-х минут на первых встречах. Суть этой части занятия — успокоить детей (кого-то привозят из школы, кто-то едет в ОАШ на общественном транспорте и сильно возбужден), дать им возможность высказать все, что они считают нужным.

Далее следует переход к основной работе блока.

Форма работы в этом блоке — работа с живописью, с репродукциями полотен из музейных коллекций. Это метод арт-терапии, сконструированный на исследованиях гештальт-психологии, психологии искусства, методических материалах института практической психологии ИМАТОН, элементах музейной педагогики.

Картина, как объект, выступает «включающим» общение элементом. Ребенку с особенностями развития заговорить о «зацепившем» его визуальном образе в разы легче, чем напрямую общаться с детьми или специалистом. Яркость образов рождает высокий уровень эмоциональности ребенка, который он проявляет в типичных для себя формах коммуникации и обратной связи.

От эмоциональных посылов «ребенок-картина» психолог переходит к формированию связи «ребенок-картина-другой ребенок», стимулируя психологически безопасную коммуникацию ребенка с другими через сторонний объект.

После достижения устойчивой схемы такой коммуникации психологом начинают вводится элементы соревновательности, например, кто сможет первым заметить или объяснить какой либо элемент полотна. В этих ситуациях ребенок начинает каким-либо удобным для себя образом, собирать информацию об активности других, стремится к опережению или иному виду доминирования.

Следующий этап работы после создания ситуаций успеха и закреплений навыков простого общения — это создание условий для поведенческих экспериментов детей. Для этих условий необходимо два основных компонента — чувство безопасности среды у ребенка и наличие подкрепленных ранее моделей поведения.

Работа с картинами может варьироваться по времени от 20 до 40 минут. Может прерываться на другие формы деятельности психологического блока, если группе необходимо переключение и она утомляется. Это может быть рисование, игра с элементами песочной терапии, гимнастические паузы, если все участники группы позволяют телесный контакт.

Из практике проведения групп ОАШ — наиболее любимой формой переключения группы являются настольные игры. Специально для ОАШ специалистами и методистом АНО МОЦ «Школа-Музей-Культура» были разработаны специализированные карточные игры, тренирующие память, внимание, скорость реакции — «Китайская коллекция», «Нумизмат», «Жесты», «Социальные истории».

Блок чайной паузы.

Дети покидают мягкую зону и отправляются за стол на чайную паузу. Чаепитие — не столько отдых и мотивация для некоторых участников (особенно любят чаепитие дети и молодые люди с синдромом Дауна), сколько продолжение тренировки социальных навыков в приближенных к реальным условиях под присмотром психолога.

Дети продолжают общаться за повседневной деятельностью — чаепитием, пытаются соблюдать аккуратность, договариваться друг с другом, если хотят поменяться, например, печенье на конфету.

Продолжительность блока чаепития —10-12 минут. Затем дети самостоятельно должны отнести посуду в условленное ранее место, убрать за собой стол. Опыт проведения групп говорит о том, что 100% детей при правильной инструкции способны самостоятельно убирать за собой и даже помогать другим в уборке.

Во время чаепития психолог передает роль активного ведущего специалисту по мультипликации и декоративно-прикладному творчеству.

Блок декоративного творчества и мультипликации.

В этом блоке используется 2 направления — мультипликация и декоративно-прикладное творчество(ДПТ). Выбор направления для занятий в этом блоке специалист ДПТ делает на основании общего состояния и возможностей группы в самом начале цикла занятий. Как правило, выбор в пользу мультипликации делается в случаях, когда основу группы составляют речевые дети и дети с незначительным снижением интеллекта.

Специалист ДПТ продолжает работу психолога по развитию навыков общения и социализации через создание с детьми мультфильмов. Это тренировка навыка сторителлинга и общения. Такое дополнение к работе психолога является серьезным фактором общего результирующего успеха ребенка. Все материалы для мультфильма дети пошагово создают сами под руководством специалиста ДПТ, развивая при этом навыки мелкой и крупной моторики, обучаются работать с ранее неизвестными инструментами.

Помимо направления мультипликации, дети занимаются созданием различного рода творческих объектов и вещей. Сама вещь не имеет особого значения, смысл ее создания в том, что ребенок снова переживает успех — каждый раз уносит родителям что-то сделанное самостоятельно, что раньше он не делал. Это очень мотивирует детей и рождает дополнительную тему для коммуникации с родителем.

Специалист ДПТ обеспечивает обширную тренировку навыков ручного труда у детей, где предусмотрены как самые простые операции по вырезанию, склеиванию, так и сложные — управление и работа с электрооборудованием, сверловка, шлифовка, ковка, полировка. Например, дети пробуют чеканить украшения из медных листов, самостоятельно делают себе бизиборды, оформляют картину в багетную раму.

Общая стратегия специалиста ДПТ в этом блоке занятий — гармонизация развития ребенка и соблюдение групповых правил. Психолог делает упор на коммуникативные стороны развития, специалист ДПТ стремится уравновесить это развитием других функций, внести дополнение в общее развитие ВПФ.

Во время работы специалиста ДПТ психолог находится рядом, готовый прийти на помощь в случае возможных осложнений.
Рекомендовано не вести группы одну за другой и устраивать перерыв между группами продолжительностью не менее часа. Это необходимо, как для сопоставления мнений специалистов от работы группы и возможной корректировки плана следующего занятия, так и для профилактики усталости и эмоционального выгорания специалистов.

Механизмы, регулирующие групповое поведение.

Для регулирования группового поведения используются положительные и отрицательные подкрепления. Положительное подкрепление — это вариативные формы похвалы, отрицательное подкрепление — система штрафов.

Штраф ребенок может получить за физическую агрессию по отношению к другому или самому себе, за проявление дезадаптивных форм поведения при имеющихся адаптивных моделях поведения, например за истерику, когда ребенок уже умеет проговаривать свою злость или уходить в комнату разгрузки при сильном стрессе.

Если ребенок за одно занятие набирает 3 штрафа, то лишается игры или любой иной поощрительной активности. Обычно дети не всегда могут сразу самостоятельно соотносить штрафы с исключением из игры, поэтому нужно максимально просто и подробно показать ребенку модель «действие-последствие» на его личном примере поведения. Иногда сделать нужно сделать это 2-3 раза, при наличии в группе детей с творческими задатками поведение конкретного участника можно проиграть по ролям (примитивный театральный прием).

Результаты

1. Формирование навыка партнерского взаимодействия с другими детьми (реагировать на просьбу, вступать в контакт, отказываться от невыгодного поведения).

2. Овладение навыками социально-приемлемого поведения (уметь благодарить, делиться ресурсами, соблюдать групповые нормы поведения)

3. Овладение детьми навыком понимания своих эмоциональных состояний (замечать свои эмоции, выражать их социально-приемлемым способом).

4. Овладение стратегиями самостоятельного разрешения ситуаций, возникающих при общении с другими людьми.

Показатели: доля детей, показавших развитие навыков и компетенций, от общего количества детей, занимавшихся в ОАШ, не менее 75%.


Финансовые затраты на реализацию практики

из расчета на одного получателя услуги в год (в том числе собственные и привлеченные) 60 т.р. в год на 1 ребенка

Формы поддержки, полученной при реализации практики

Гранты, частные пожертвования, доходы от оказания услуг.


Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики

Более подробно о реализованной практике можно прочитать http://www.smc63.ru/nashi-proekty-1/arhiv-proektov/osobaya-afinskaya-shkola/

 


Проблемы и сложности при реализации

Методика требует профессионального подхода и систематичности занятий.

Детям целевой группы желательно продолжать занятия в ОАШ в течении нескольких лет — это обусловлено сложностями диагнозов и функциональных состояний детей. Отсюда следует сложность с постоянным поиском финансирования.


Возможности и перспективы распространения реализуемой практики

Может быть использована в работе специалистов других организаций, занимающихся оказанием социально-псхологических услуг детям и молодым людям с ментальными и поведенческими нарушениями развития.


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Материально-техническое обеспечение

1. Бескаркасные кресла или пуфы.

2. Стол и стулья для занятий творчеством.

3. Мольберт.

4. Репродукции в багетных рамах.

5. Ковер.

6. Элементы сенсорной комнаты — сухой бассейн, мягкий уголок с матами и т.п.

7. Кулер или термопот.

8. Доска для рисования или ее аналог.

9. Расходные материалы для творческих занятий.

Кадровое обеспечение.

Работу в ОАШ ведут в паре 2 специалиста — психолог и специалист по творческим занятиям с особыми детьми. Психолог является супервизором работы второго специалиста.

Требования к профессиональной компетентности специалиста — владеет следующими знаниями, навыками и умениями в области:

1. групповой динамики и управления групповой динамикой,

2. особенностей психологии и развития особых детей, умения применять их на практике,

3. влияния нарушений развития ребенка на организацию жизни семьи, ее социальные связи, потребностей родителей, воспитывающих особых детей

4. профессиональной коммуникации, активного выслушивания,

5. подбора психодиагностических методик и умением пользоваться ими.


Tagged , , , .