Меню Закрыть

Проект «Дом активной жизни: социализация детей с множественными нарушениями развития методами образования»

Краткое описание

Создание такого типа учреждения, где дети с МНР могут «жить полноценной жизнью». В названии «Дом активной жизни» отражена вера в то, что активная жизнь для детей с МНР и их семей возможна, и надежда на то, что образовательные группы и классы для них будут созданы. А это означает, что для многих детей откроется перспектива достойной жизни, и водить (возить, доставлять) своего ребенка в школу станет частью обычного повседневного опыта семей, воспитывающих детей с МНР.


Организация, реализующая практику

Благотворительный фонд “Окно в НАДЕЖДУ” (Некоммерческая организация “Детский благотворительный фонд поддержки, участия и помощи “Окно в НАДЕЖДУ”)

Проблема, на решение которой направлена практика

Есть дети, состояние которых не возможно описать только сочетанием «дети-инвалиды» или «дети с ограниченными возможностями».
Дети с множественными нарушениями развития (МНР) – это дети, у которых наблюдается стойкое нарушение здоровья, расстройства функций организма, а также последствия заболевания, которые не позволяют ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать свои чувства и пожелания, совершать определенные действия, жить полноценной жизнью.
Такое состояние осложняет адаптацию ребенка в обществе.
По данным специалистов число детей с МНР может достигать до 25% от общего числа детей-инвалидов.
Обучение и воспитание детей с МНР представляют собой малоизученную и труднейшую проблему современной науки и практики в России.


Территория, на которой реализовывалась практика

Республика Татарстан

Цель и задачи практики (проекта)

Цель – организация еженедельных индивидуальных и групповых занятий для детей со сложными и множественными нарушениями развития и социально-психологическое консультирование их родителей вне домашних условий.


Технологии и механизмы реализации практики

Двенадцать «учеников с множественными нарушениями развития» обучаются и проходят курс реабилитации. В течение 2012 года им будет обеспечена активная жизнь!
Две группы (старшая и младшая) работают в среду и субботу. Каждый ребенок может рассчитывать на помощь личного ассистента (а в это время родители детей работают с психологом).
Занятия организуют два опытных педагога, один «урок» длиться 20 минут, потом 10 минут отдыха и снова 20 минут активной работы, таких занятий всего 4. Это такие занятия как коммуникация, музыкотерапия, арттерапия, ЛФК, окружающая среда, групповые и индивидуальные занятия, работа в сенсорной комнате. В проекте участвуют специалисты дефектолог, инструктор ЛФК, музыкотерапевт, др.
Центр не только предоставляет удобные помещения и оборудование для занятий, но и организует питание детей, все как в настоящей школе или детском саду! А также специалисты центра в свободное время работают с группой детей.


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

За все время работы проекта с 2009 в нем обучались 27 детей, 50 детей с ограниченными возможностями участвовали в интеграционных мероприятиях, более 100 волонтеров помогали в работе проекта. Идея проекта построена на опыте работы подобных учреждений в Финляндии, Швеции, Франции, США.
Дети, привыкшие к стабильному расписанию, ждут занятий, у них появляются привязанности и способности к определенным видам творческой деятельности.
Родители указывают на то, что у них появилось новое позитивное видение своего ребенка, они научились «брать себя в руки» и планировать свою жизнь, до этого момента бесперспективную на их взгляд.
Специалисты, развивается профессиональная среда специалистов, оказывающих психологические и педагогические услуги ребенку с МНР и его семье.

Ожидаемые результаты:
– Для системы социальной защиты населения:
1. Создание пакета документов по организации деятельности учреждения ДАЖ по типу Центра социальной помощи семье и детям;
2. Разработка, апробация и внедрение новых для детей с МНР специальных методик обучения;
3. Создание нового типа организации не имеющих аналогов в России.
– Для детей с МНР:
1. Организация полноценной жизнедеятельности ребенка путем организации его жизненного пространства, времени, общения, обучения и досуга;
2. Обучение детей с МНР элементарным навыкам самообслуживания;
3. Развитие коммуникационной сферы ребенка.
– Для семьи и родителей:
1. Снижение психологического напряжения, «возвращение в нормальную жизнь»;
2. Возможность вернуться в профессию или получить возможность работать в ДАЖ;
3. Самоорганизация семьи и возможность расширять свои ресурсы.
– Для системы образования:
1. Станет доступным образование для детей аутистического спектра заболеваний;
2. Доступным также будет «материал» для разработки стандартов обучения детей с МНР;
3. Будет развиваться профессиональная среда специальных педагогов и психологов.
4. Системная подготовка перехода на инклюзивное образование.


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

ДАЖ – это оптимальная модель учебно-воспитательного процесса для детей дошкольного и школьного возраста с множественными нарушениями развития:
1. Реализация нескольких образовательных программ на основе индивидуального подхода в образовательном учреждении по месту жительства и на дому.
2. Преимущество классно-урочной формы обучения, при которой ученики объединяются в малые относительно стабильные группы (классы) в течение достаточно продолжительного времени.
3. Консультативная поддержка родителей.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Новизна предлагаемой технологии
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Формы поддержки для реализации практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
[/su_private]