Меню Закрыть

Программа «Толерантное отношение к детям с множественными нарушениями»

Краткое описание

Цель программы – исследовать состояние проблемы отношения общества к детям с МНР в г. Казани и предложить пути сближения и взаимообогащения отношений между жителями столицы республики и людьми с МНР как важной неотъемлемой части социального капитала общества.


Организация, реализующая практику

Благотворительный фонд “Окно в НАДЕЖДУ” (Некоммерческая организация “Детский благотворительный фонд поддержки, участия и помощи “Окно в НАДЕЖДУ”)

Проблема, на решение которой направлена практика

Дети с множественными нарушениями развития (МНР) и их родители находятся в условиях жесткой изоляции. Положение осложняется тем, что чаще всего на первый план выходят субъективные причины, отторжение обществом таких детей, оно не готово принять подобных детей в школы, а услуги реабилитации – дефицитны. Подзаконные акты зачастую не решают проблему, а подменяют ее «рапортами о принятых мерах».

В ходе социологического исследования, родители детей с МНР, участвовавшие в нашем исследовании, констатировали, что их дети не имели возможного доступа в детские сады. Среди причин указывались следующие: не желание воспитателей иметь в группе особого ребенка; не желание родителей здоровых детей из-за сложившегося стереотипа «плохого влияния» особых детей на здоровых. Все это позволяет сделать выводы о внеправовом, негуманном и профессионально некомпетентном отношении к детям с МНР, которое приводит к замедлению процесса интеграции этих детей в общество. Родители также высказали опасение, что переходя к новой системе образования – инклюзивной – может быть разрушена годами созданная система специального образования (состоящая из коррекционных школ восьми видов), а также система обучения детей в реабилитационных центрах, имеющих лицензию на предоставление услуг по образованию и имеющие положительный опыт, созданный годами.


Территория, на которой реализовывалась практика

Республика Татарстан

Цель и задачи практики (проекта)

Задачи и механизмы реализации программы:
1. Проведение социологического исследования на тему «Толерантное отношение к детям с МНР» среди учащихся средних общеобразовательных школ г. Казани, их родителей методом анкетного опроса, а также родителей детей с МНР методом фокус-групп.
2. Разработка и тиражирование технологий формирования толерантного отношения к детям с МНР: методом проведения «Уроков толерантности» в средних общеобразовательных школах города с учениками и их родителями, а также путем вовлечения в волонтерскую работу студентов вузов города.
3. Разработка и создание социальных программ на местных телеканалах о детях с МНР.


Технологии и механизмы реализации практики

В рамках программы прошли мероприятия:

– «Мастерилка», в котором приняли участие 30 детей с ограниченными возможностями и волонтеры инициативной группы «Добрые сердца» (сотрудники группы компаний «Смайл»). 20 детей, каждый под присмотром взрослого наставника, вместе трудились над изготовлением ручных поделок, открыток и аппликаций.
– «Город друзей», здоровые малыши общались со сверстниками, возможности которых ограничены из-за множественных нарушений здоровья. Ребята вместе создали панно с летним пейзажем, которое стало символом яркой и насыщенной жизни. Всего в мероприятии приняло участие восемь семей. Половина из них воспитывает детей с ограниченными возможностями, другая половина – здоровых детей. Родители здоровых малышей являются волонтерами фонда.
– Круглый стол «Интеграция детей-инвалидов с множественными нарушениями развития в Республике Татарстан: законодательство, реальная ситуация, пути перемен», прошел при участии депутатов ГД ФС РТ, членов Общественной Палаты РТ, руководителей социальных учреждений.
– «Уроки толерантности» в средних школах города Казани, уроки прослушали около 100 детей.
– Конкурс рисунков «Учимся вместе» среди учащихся средних школ, участников программы.
– Благотворительная елка, на которую были приглашены как участники программы, так и победители конкурса рисунков, всего 250 детей.


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

Реализация программы позволила достичь следующих результатов:
1. Программа приблизила идеи «доступности среды для инвалидов» и инклюзивного образования как к самим адресатам, так и к простым гражданам.
2. Расширила возможности родителей воспитывающих детей с множественными в реализации личностного потенциала, как на благо семьи, так и на благо общества.
3. Наметила пути сближения и взаимообогащения отношений между жителями столицы республики и людьми с МНР в процессе интеграции как важной неотъемлемой части социального капитала общества.
4. Тиражировать опыт фонда по проведению открытых слушаний по проблемам толерантного отношения к детям с МНР на площадках города, например, на I форуме ДЕЛОВЫХ ЖЕНЩИН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, в «Образовательной программе ресурсной поддержки некоммерческих организаций Республики Татарстан на 2012 год» в Межрегиональном научно-практическом семинаре «Опыт Республики Татарстан по внедрению инновационных социальных технологий в сфере социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Новизна предлагаемой технологии
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Формы поддержки для реализации практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
  • Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику
[/su_private]