Проект «Плюс один»

Краткое описание

Проект «Плюс один» проводится в рамках благотворительной программы «Шаг вперед» (развитие добровольческой деятельности в Республики Башкортостан) благотворительного образовательного фонда «Мархамат» и направлен на поддержку добровольцев - участников программы, на организацию добровольческой деятельности молодежи, реализацию молодежных проектов в сфере детских сиротских учреждений. Проект предполагает работу добровольцев фонда с группами социально-незащищенных слоев населения (дети-сироты, дети в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья), на социализацию и расширение социального радиуса детей - сирот и детей, с ограниченными возможностями здоровья с использованием добровольческих ресурсов и высококвалифицированных специалистов (психологов, педагогов). Год (ы) реализации: 2014 г.


Организация, реализующая практику

Благотворительный образовательный фонд «Мархамат»

Проблема, на решение которой направлена практика

В последние годы наблюдается неуклонный рост желающих участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности. Процесс вовлечения молодежи в общественную жизнь реализуется в их собственных интересах. Существует много важных социальных задач, в решении которых могут принимать участие молодые люди. Начинающий доброволец наиболее инициативен в направлениях, которые отражают его внутренние, личностные потребности. Приоритетным направлением сферы деятельностиблаготворительного образовательного фонда «Мархамат» является развитие благотворительной деятельности и добровольчества в Республике Башкортостан. Учет мотивационной направленности, отбора добровольцев для участия в том или ином виде деятельности позволяют нарабатывать совместный опыт взаимообучение и сотрудничества. Поскольку детское учреждение не может полностью удовлетворить комплекс социальных потребностей детей, входящих в целевую группу проекта, это создает предпосылки широкой деятельности добровольческих программ и проектов с целью создания жизненных ситуаций, актуализирующих на практике недостаток жизненного опыта ребенка, а так же расширения его социальной осведомленности. Добровольческое движение организует практические жизненные ситуации, восполняющие недостаток жизненного опыта воспитанников детских учреждений. Участие молодежи в добровольческой деятельности решает важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей: получение в добровольчестве первичного опыта участия в профессиональной деятельности; увеличение возможностей профессионального ориентирования; формирование базовых личностных и социальных компетенций.


Территория, на которой реализовывалась практика


Цель и задачи практики (проекта)

Цель проекта «Плюс один» - развитие и поддержка молодежных инициатив путем организации для них добровольческого пространства в сфере поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи проекта:

  • Вовлечение добровольцев в работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Повышение уровня доступности получения услуг по социально-психологическому сопровождению воспитанников и выпускников детских интернатных учреждений, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Способствование активизации культурной, социальной, жизненной и гражданской позиции молодежи.
  • Создание условий для гармоничного, нравственного, интеллектуального и физического развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогических коллективов и добровольцев проекта, непосредственно работающих с детьми, входящими в целевую группу.
  • Формирование социально-значимых навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Организация и проведение городских, республиканских и межрегиональных молодежных мероприятий, социально-значимых акций.
  • Распространение методик и технологии работы с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья по результатам проекта.
  • Повышение уровня социальной компетентности, социальной активности и активной жизненной позиции у добровольцев и детей-сирот, а так же детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Привлечение ресурсов для решения проблемы целевой группы путем освещения мероприятий проекта в средствах массовой информации.

Преимущества и новизна данной практики

Данный проект позволяет сформировать специальную комплексную программу по подготовке добровольцев к работе с воспитанниками детских домов и приютов, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, благодаря которой ребята могут оказать реальную помощь в социализации ребенка, пережившего трудную жизненную ситуацию. В результате работы будет подготовлена и обучена инициативная группа людей, которые в долгосрочной перспективе планируют сотрудничать с детскими домами и социальными приютами.

Эффективность проекта «Плюс один» основана на комплексном применении методик и технологий использования профессиональных и добровольческих ресурсов на социальную помощь детям, а также благодаря адресной направленности оказываемой помощи, интенсивности проводимых мероприятий и привлечению широкого круга специалистов.

В результате реализации данного проекта добровольцы помогут воспитанникам детских домов сформировать навыки самореализации, повысить самооценку, сформировать представление о позитивных факторах социальной активности личности, повысить мотивацию к добровольческой деятельности и собственную социальную активность.

 


Технологии и механизмы реализации практики

Реализация проекта «Плюс один» проходила в несколько этапов:

1 этап (апрель-май 2014 г.) - мониторинг, формирование социальных партнерств проекта.

Основные мероприятия:

1) Проведение мониторинга среди добровольцев Благотворительного образовательного фонда «Мархамат» на предмет их возможностей и потребностей в деятельности по проекту.
2) Проведение информационной компании в детских учреждениях, которые планируется ввести в проект «Плюс один».
3) Подписание соглашений о сотрудничестве с учреждениями по итогам информационных встреч, составление и утверждение комплексного плана работы по проекту.
4) Проведение мероприятий по привлечению Добровольцев к участию в программе (презентации проекта): проведение собеседований с добровольцами, заключение соглашений о сотрудничестве с добровольцами.

2 этап (июнь-август 2014 г.) – организация мероприятий, направленных на развитие и поддержку молодежного добровольчества.

Основные мероприятия:

1) Проведение обучающих семинаров по социальному проектированию и проведению социальных акций для добровольческого актива.
2) Проведение тренингов по командообразованию для молодежи и детей.
3) Проведение информационных встреч с активом добровольческой деятельности.
4) Создание условий для социализации детей – сирот (участников проекта), путем реализации добровольческих мероприятий в детских учреждениях (мастер-классы или обучающие семинары – в соответствии с планом работы) каждый месяц, всего проведено около 10 мастер-классов, охвачено около 150 человек.

3 этап (сентябрь-ноябрь 2014 г.) – Организация деятельности по продвижению молодежных инициатив (помощь в реализации социальных акций добровольцев проекта).

Основные мероприятия:

1) Проведение выездной обучающей смены «Лидер» для актива добровольцев проекта (50 человек) - Трехдневный профильный слет добровольцев, участвующих в проекте.
2) Проведение конкурса добровольческих инициатив «Шаг вперед» (представление проектов социальных акций от добровольцев):
-Разработка положения о конкурсе
-Рассылка писем-приглашений участникам проекта
-Прием заявок, формирование списка участников
-Формирование состава экспертной комиссии
-Разработка экспертной комиссией категорий оценки проектов
- Отбор проектов для последующей реализации
3) Проведение социальных акций добровольческими командами, победившими в конкурсе.

4 этап (ноябрь-декабрь 2014 г.) - анализ и оценка работы добровольцев по проекту.

Основные мероприятия:

1) Мониторинг по итогам проекта среди добровольцев из целевой группы проекта, представителей учреждений-участников проекта.
2) Проведение республиканского круглого стола по проблемам взаимодействия добровольцев в сфере сиротских детских учреждений.
3) Составление отчета по проекту.

В рамках 1 этапа проекта, в период с 6-14 мая 2014 года был проведен мониторинг среди добровольцев (50 человек) Благотворительного образовательного фонда «Мархамат» на предмет их возможностей и потребностей в деятельности по проекту. Мониторинг среди добровольцев Благотворительного образовательного фонда «Мархамат» проводился психологом проекта «Плюс один» Гехт Ларисой Альбертовной. В мониторинге принимали участие – воспитанники Объединения детских подростковых клубов «Апельсин», студенты Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, обучающиеся МБУ Средней общеобразовательной школы №36 Орджоникидзевского района г. Уфы, а так же добровольцы из местного сообщества.

В рамках взаимодействия участников проекта в учреждениях, чьи добровольцы принимают участие в реализации проекта «Плюс один» были выбраны следующие кураторы:

  • Объединение детских подростковых клубов «Апельсин» - Сакаева Лия Шамилевна (педагог дополнительного образования)
  • МБОУ СОШ №36 – Крючкова Екатерина Сергеевна (вожатый)
  • БГПУ им. М. Акмуллы – Оразова Алина Маликовна (специалист по воспитательной работе)

По результатам мониторинга была составлена аналитическая справка потребностей и возможностей деятельности добровольцев по проекту «Плюс один».

Также в рамках 1 этапа проекта была организована информационная кампания 5 детских учреждениях, которые планировалось ввести в проект «Плюс один»: были проведены информационные встречи и презентация проекта с участием добровольцев и руководителей проекта.

По итогам информационной компании по проекту «Плюс один» были подписаны Соглашения о сотрудничестве со следующими учреждениями:

  • ГБОУ Аургазинский детский дом
  • ГБОУ Бирский детский дом
  • ГБОУ Буздякский детский дом
  • ОДПК «Апельсин»

В рамках 2 этапа проекта в период июнь-август 2014 года был организован цикл обучающих семинаров по социальному проектированию и проведению социальных акций для добровольческого актива. На протяжении 2 месяцев, раз в неделю для ребят проводились специальные обучающие семинары. Также параллельно для детей и молодежи проводились тренинги по командообразованию (1 раз в месяц, в течение 2 месяцев) на базе детских учреждений, входящих в целевую группу проекта.

На этапе подготовки добровольцев были сформированы условия для развития наблюдательности, гибкости в общении добровольца с группой воспитанников. Участники группы получили и освоили психолого-педагогические инструменты, с помощью которых смогли успешно взаимодействовать с детьми. Это: элементы тренингов командообразования и сплочения, тренинга коммуникативной компетентности, тренинга личностного роста, тренинга креативности, тренинга общения для трудных подростков, ролевых игр, мозгового штурма и т. д. В рамках подготовки добровольцы смогли проработать свои внутренние проблемы, определиться в собственной мотивации для работы. Также для ребят на регулярной основе проводились специальные информационные консультации с руководителем проекта (1 раз в две недели). Важным результатом стала разработка добровольцами собственных игровых занятий с детьми.

В ходе реализации программы летнего лагерного сбора добровольцы смогли активно участвовать в формировании у воспитанников детских домов навыков, необходимых в самостоятельной жизни: профессионального самоопределения и трудовой мотивации, позитивного межличностного взаимодействия, волевой саморегуляции, правового самосознания, бытовых и других навыков. На протяжении всей программы подготовки осуществлялось психологическое сопровождение работы добровольца: групповое обсуждение успехов и трудностей, с которыми сталкиваются добровольцы, индивидуальные встречи с психологом.

Также добровольцы приняли активное участие в организации и проведении10 выездных мастер-классов для воспитанников детских учреждений: «Эбру» - искусство рисования на воде, изготовление талисмана-пуговицы, изготовление бус, «звонарь», «загадки», кулинария, атомный реактор, роспись футболок, роспись тарелок, роспись кружек.

В рамках 3 этапа добровольцы приняли активное участие в организации и проведении благотворительного культурно-спортивного фестиваля «Мир в ладошках» совместно с Благотворительным образовательным фондом «Мархамат» и Башкирской ассоциацией родителей детей-инвалидов. Фестиваль проводился 25 мая 2014 года на Ипподроме «Акбузат».

Цель фестиваля - Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья посредством вовлечения в социально-культурную жизнь, развитие творческих, спортивных способностей у детей.

Задачи фестиваля:
- Укрепление спортивных связей между республиканскими федерациями, спортивными организациями и клубами по интересам.
- Массовое привлечение молодых людей к занятиям физической культурой и спортом.

В фестивале приняли участие учащиеся специализированных образовательных учреждений г. Уфы, воспитанники реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, дети и подростки города, воспитанники спортивных школ. Всего участниками фестиваля стало около 300 человек.

В рамках фестиваля для детей были организованы игры и конкурсы с аниматорами, концертная программа, творческие мастер-классы по плетению фенечек и браслетов, изготовлению поделок, спортивные площадки, показательные выступления спортсменов.


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

За время марафона столицу Республики посетило около 300 ребят из приютов республики. Были проведены 18 мероприятий. Ребята посмотрели кино в формате 4-D, побывали в планетарии, фитнес-клубе, детском парке, ресторане, музее им. М.Нестерова, экзотариуме и многих других местах. Проведен конкурс «Парад драконов», в котором участвовали 42 приюта Республики. Ребята изготовили из глины, папье-маше, бумаги, ткани, пряжи, дерева более 400 драконов. Среди этих поделок были выбраны 33 лучшие работы, авторы которых получили ценные призы. Подделки детей оказались настолько красивые, что руководители ООО ПромТрансБанка выкупили все эти работы за 100 000 рублей! Все средства пошли на нужды приютов.


Формы поддержки, полученной при реализации практики

Проект «Плюс один» был реализован на средства Гранта, полученного от Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан за победу в конкурсе среди СО НКО на право получения субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан.


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

В реализации проекта обязательно должен участвовать опытный психолог, который совместно с координаторами и организаторами проекта будет проводить обучающие занятия для добровольцев, оказывать им консультативную помощь, участвовать в мероприятиях и мастер-классах для воспитанников детских домов и социальных приютов.

Очень важно организовывать и проводить совместные командообразующие тренинги для добровольцев и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они помогают детям и молодежи познакомиться друг с другом в неформальной обстановке, установить дружеские и доверительные отношения, найти подход друг к другу.


Tagged , .