Меню Закрыть

«Бабушки – детям». Организация помощи в социализации детям в сложной жизненной ситуации силами пенсионеров-волонтеров

Краткое описание

Очень часто в суете повседневной жизни проблемы детей в трудной жизненной ситуации, детей из неблагополучных семей и детей–инвалидов часто остаются незамеченными. Однако они существуют и требуют решения. Каждый ребенок – индивидуален, у каждого свои трудности, потребности и задачи развития. Социальным службам не всегда хватает ресурсов для оказания персонифицированной индивидуальной поддержки, а семьи таких детей (если они существуют)  по определению не в состоянии  оказать такую поддержку и способствовать социализации  детей. Для решения данной проблемы в проекте предполагается использовать мощный личностный  потенциал пожилых людей. Многие из них обладают значительным опытом в воспитании собственных детей и внуков и богатым жизненным опытом, свободным временем (поскольку собственные внуки уже выросли, или еще не родились) и желанием реализовать свой потенциал с пользой для других. Проект «Бабушки – детям» соединяет потребность во внимании и поддержке детей с потребностью быть полезными и реализовать часто невостребованный потенциал пожилых. Пенсионерки проходят специальную программу обучения и с  помощью специалистов составляют индивидуальные программы работы с подопечными. Год (ы) реализации: с 2010 года по настоящее время


Организация, реализующая практику

Региональная общественная организация Республики Башкортостан «Координационно-ресурсный центр для пенсионеров «Мои года -мое богатство»

Проблема, на решение которой направлена практика

В России более двух миллионов детей находятся в трудной жизненной ситуации по разным причинам, включая социальное сиротство, потерю родителей, инвалидность, инвалидности родителей и др. (по данным Национального фонда по защите детей от жестокого обращения). Все эти дети остались без должного внимания со стороны взрослых, в результате чего многие из них испытывают сложности в социализации, им трудно адаптироваться к жизни в обществе, в школе, среди сверстников. В то же время, эти дети  не видят положительного примера в семье или среди ближайшего окружения, который они могли бы использовать как пример для подражания (ролевую модель).  Родителям они либо не нужны, либо они не в состоянии о них заботиться, педагоги не могут, не успевают или не заинтересованы помочь в социализации таких детей. Однако, часто, для того, чтобы облегчить детям адаптацию достаточно не столь глубокого, но своевременного вмешательства.  Известно, что дети наиболее восприимчивы к позитивным воздействиям в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это возраст, когда получаются наиболее успешные результаты с педагогически и социально запущенными детьми.

Данный проект нацелен на содействие в социализации детям младшего школьного и дошкольного возраста  путем предоставления им положительных примеров для подражания (волонтеров — представителей старшего поколения). Волонтеры будут возмещать детям (и себе) недостаток семейного общения и в то же время будут заниматься с детьми по персонифицированной программе, составленной индивидуально для каждого ребенка, что будет способствовать решению педагогических, психологических или медицинских проблем ребенка.

С другой стороны, данный проект позволит использовать богатый духовный и социальный потенциал пожилого населения, которое и в России стремительно растет. Согласно прогнозам, в 2016 году население пожилого возраста будет составлять в России почти четверть населения (24.8%). Несмотря на то, что традиционно самореализация пожилых людей проходила в кругу семьи, в настоящее время зачастую у пожилых людей возникает «зазор»: на пенсию уже вышел, а внуков еще нет, или внуки уже выросли, а сил и энергии еще хоть отбавляй.

В соответствии с Мадридским планом действий по проблемам старения, необходимо обеспечивать  «полное использование потенциала и специальных знаний людей всех возрастов». В то время как Всемирная Организация Здравоохранения и мировое сообщество пропагандирует активный образ жизни в старшем возрасте, в России с выходом на пенсию человек зачастую автоматически выпадает из привычного круга общения, но не имеет возможности влиться в новый круг.  Высоко профессиональные, полные сил и энергии люди, вынуждены «запирать» себя дома, похоронив свои способности и потенциал. Данный проект позволит и пенсионерам реализовать себя, обрести новый круг общения и «приемную семью» в виде своих подопечных.


Территория, на которой реализовывалась практика

Республика Башкортостан

Цель и задачи практики (проекта)

Цель  проекта – способствовать социализации детей в трудной жизненной ситуации с помощью волонтеров-пенсионеров

Задачи проекта:

1. Организовать и обучить группу волонтеров пожилого возраста (7-10 человек) для работы с детьми в трудной жизненной ситуации, детьми из неблагополучных семей и детьми-инвалидами.
2. Составить индивидуальные программы и организовать мероприятия по социализации детей в трудной жизненной ситуации, детей из неблагополучных семей и детей-инвалидов силами волонтерской группы в г.Туймазы


Преимущества и новизна данной практики

Данный проект нацелен на содействие в социализации детям младшего школьного и дошкольного возраста  путем предоставления им положительных примеров для подражания (волонтеров — представителей старшего поколения). Волонтеры будут возмещать детям (и себе) недостаток семейного общения и в то же время будут заниматься с детьми по персонифицированной программе, составленной индивидуально для каждого ребенка, что будет способствовать решению педагогических, психологических или медицинских проблем ребенка.


Технологии и механизмы реализации практики

Проект реализуется в несколько этапов:

1 этап – организация группы волонтеров пожилого возраста и проведение подготовительных семинаров и лекций.

Основные мероприятия:

Месяц 1-2.

Отбор 7-10 кандидатов для участия в проекте (проведение собеседования, разъяснение особенностей проекта и обязанностей волонтера).
Разработка программы лекций, семинаров и тренинга для волонтеров. Программа будет предусматривать 16  занятий (по 4 часа 2 раза в неделю), всего 64 часа и включать:
– Лекционные обзоры следующих тем: «Психология и педагогика детского возраста», «Особенности развития детей в трудной жизненной ситуации», «Особенности развития детей-инвалидов», «Особенности волонтерской деятельности», «Этика волонтерской работы  с детьми» и др.
– Домашние задания (чтение и практические задания).
– Семинарско-практические занятия, на которых будет обсуждаться личный опыт, прочитанную литературу по темам.
– Воркшоп и тренинг по планированию индивидуальных или групповых микро- проектов по поддержке детей в трудной жизненной ситуации и детей-инвалидов.
Программа призвана облегчить волонтерам процесс общения с «нестандартными» детьми, не предусматривает профессиональной переподготовки, и не предусматривает выдачу сертификатов и свидетельств.

Месяц 3-6.

Проведение программы подготовки волонтеров (по 4 часа, 2 раза в неделю в течение 2 месяцев).
Выявление детей  (10-15 человек)  в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных семей  и детей-инвалидов, прояснение деталей, получение согласия семей на участие в проекте.
Проведение психолого-педагогической диагностики детей и семей, определение приоритетных направлений работы.
Подбор «волонтер —  ребенок».
После завершения подготовительной программы, составление индивидуальной программы работы волонтеров с каждым ребенком с использованием микро-проектов, составленных волонтерами в процессе программы обучения. В зависимости от индивидуальных потребностей конкретного ребенка  программа работы волонтера может предусматривать помощь в занятиях по школьной программе, занятия прикладным творчеством, физические упражнения и т.д. Программа должна предусматривать достижение конкретного результата через полгода совместной работы, который можно «продемонстрировать».
2 этап – работа волонтеров с детьми по индивидуальным программам.

Месяц 7-10.

Еженедельно – работа волонтеров по индивидуальным программам с детьми. Предполагается не менее 2 встреч (всего не менее 4 часов) занятий волонтеров с детьми еженедельно. Занятия могут проводиться как в мини-группе (не больше 4 детей на 2 волонтеров), так и индивидуально в зависимости от индивидуальной программы работы.
1 раз в две недели – встреча волонтерской группы для коллективного обсуждения проводимой работы и мониторинга возникающих вопросов, проблем, ситуаций (2 часа).
Ежемесячно – встреча волонтерской группы с участием экспертов: психолога, социального педагога, юриста, врача (по необходимости – 2 часа).
Индивидуальные консультации психолога, социального педагога, юриста, врача (по необходимости, но в среднем 1 консультация (2 часа)  в неделю, т.е. всего 48).

Месяц  11-12.

Разработка методики оценки, оценка и анализ результатов проекта. Подготовка и публикация отчетной брошюры.
Проведение повторной диагностики детей.
Планирование дальнейшей работы волонтеров.
Организация заключительного мероприятия по проекту.
Заключительное мероприятие будет предусматривать детский праздник, демонстрацию достигнутых успехов, перспективы развития и дальнейшей работы волонтеров.

30 октября 2010 года состоялось заключительное итоговое мероприятие по проекту «Бабушки — детям». Мероприятие было организовано в кафе-столовой, с приглашением представителей местных органов власти и СМИ. Для детей-участников проекта был организован детский праздник с приглашением сказочных персонажей, вручением подарков. Дети также имели возможность продемонстрировать некоторые свои успехи, которые были ими получены во время проекта. Для этого была организована выставка поделок. Каждый ребенок смог лично продемонстрировать свои поделки и рассказать о них. Во время мероприятия были подведены итоги проекта, специалисты, волонтеры, родители получили возможность высказать свое мнение. Мероприятие получилось красочным и праздничным.

12 детей дополнительно занимались с бабушками в 2011 году, еще 12 детей набраны в 2012 году. По результатам оценки и анализа проекта в 2011 г. подготовлена брошюра для распространения опыта работы.
В реализации проекта принимали участие 5 специалистов и 8 волонтеров «серебряного возраста».
Реализация проекта продолжается и в настоящее время. Бабушки регулярно проводят встречи, различные мероприятия, конкурсы и соревнования для воспитанников детских образовательных учреждений города Туймазы.


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

12 детей дополнительно занимались с бабушками в 2011 году, еще 12 детей набраны в 2012 году. По результатам оценки и анализа проекта в 2011 г. подготовлена брошюра для распространения опыта работы


Формы поддержки, полученной при реализации практики

В 2010 году проект реализовывался на средства Гранта, полученного за победу в конкурсе среди социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения субсидии из федерального бюджета. С 2011 года и по настоящее время проект реализуется на благотворительные средства и средства спонсоров.


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Очень важно, чтобы участникам проекта – волонтерам оказывали информационную и консультационную поддержку психолог, социальный педагог, юрист, врач.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
[/su_private]