Меню Закрыть

Содействие формированию системы постинтернатного сопровождения в г. Уфе

Краткое описание

Совместная работа с государственными органами и учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по формированию системы подготовки к самостоятельной жизни и сопровождения после выпуска воспитанников и выпускников интернатных учреждений. Год (ы) реализации: с 2006 года


Организация, реализующая практику

Нет данных об организаторе практики

Проблема, на решение которой направлена практика

В период перехода от гособеспечения в учреждении к самостоятельной жизни дети-сироты испытывают большое количество трудностей, как эмоционально-психологических, так и социально-бытовых. Администрация детских домов по возможности готовит своих подопечных к выпуску, но зачастую у нее нет материальной возможности создать базу, достаточную для начала независимого проживания.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, после выпуска из госучреждения испытывают нехватку самых простых предметов быта: у них нет посуды, постельного белья и т. п. Около 60% выпускников возвращаются жить в тот дом, который остался от их родителей. Часто это жилье находится в таком состоянии, что проживать там без ремонта невозможно. Подросток в возрасте 16-17 лет практически не имеет возможности самостоятельно произвести ремонт в таком жилье. Это только часть проблем, с которыми сталкиваются дети-сироты, начиная взрослую жизнь.  По статистике только 40% выпускников детских домов живут относительно благополучно. Но и их жизненный сценарий можно охарактеризовать как “выживание”.

Программа «Содействия формированию системы постинтернатного сопровождения в г.Уфе» направлена на проведение систематических регулярных занятий по подготовке будущих выпускников детских домов к взрослой жизни и оказанию всесторонней поддержки выпускникам детских домов в первые годы их самостоятельной жизни.


Территория, на которой реализовывалась практика

Республика Башкортостан

Цель и задачи практики (проекта)

Главная цель программы – обеспечить максимальную подготовку воспитанников детского дома к самостоятельной взрослой жизни и облегчить процесс социализации и адаптации к жизни в социуме, а также оказывать материальную, психологическую и консультационную поддержку выпускникам детских домов.
Задачи программы:
1.Организовать специальные занятия для воспитанников детского дома по подготовке к самостоятельной жизни, которые позволят получить навыки знания и навыки из различных сфер.
2.Организовать курс занятий с репетиторами, которые позволят воспитанникам детских домов восполнить пробелы в знаниях, улучшить знания и подготовиться к поступлению в средне специальные и высшие учебные заведения.
3.Учредить специальную стипендиальную программу по поддержке выпускников детских домов, которые учатся в средне специальных и высших учебных заведениях в период их обучения.
4.Организовать службу по поддержке молодых родителей из числа бывших выпускников детских домов.


Преимущества и новизна данной практики

Данная программа позволяет обеспечить комплексную и всестороннюю подготовку воспитанников и выпускников детских домов к самостоятельной жизни.

 


Технологии и механизмы реализации практики

В рамках программы «Содействие формированию системы постинтернатного сопровождения в г.Уфе» разработаны и реализуются проекты «Сопровождение выпускников», «Репетитор», «Школа вождения», «Выпускник», «Молодая семья», учреждена Стипендия Благотворительного фонда им.В.Л.Засова для выпускников детских домов, поступивших в высшие и среднеспециальные учреждения, которые направлены на достижение главной цели – всесторонней подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.

Проект «Сопровождение выпускников», реализуемый совместно с Центром медико-психолого-социального сопровождения «Семья» при поддержке Управления опеки и попечительства, направлен на формирование системы адаптации и развитие воспитанников детских домов для их дальнейшей социализации и интеграции в общество.

В рамках проекта в течение учебного года организуются занятия для старшеклассников по подготовке воспитанников детских домов к самостоятельной жизни. Дети получают знания и навыки из различных областей жизни: по профориентации, юридической грамотности, социально-бытовым навыкам, подготовке к семейной жизни. Одновременно проводятся занятия со специалистами учреждений профессионального образования, по изучению личностных особенностей детей-сирот. Таким образом, достигается психологическая готовность детей к выпуску, а взрослых в учебных заведениях к принятию детей данной категории.

По окончании курса специалистами, работающими по программе, совместно с педагогами детского дома и сотрудниками Управления опеки и попечительства проводится анализ и оценка готовности каждого выпускника к самостоятельной жизни. Составляется индивидуальный маршрут сопровождения выпускника, данные из которого заносятся в общую базу данных выпускников детских домов г.Уфа. На основании индивидуального маршрута сопровождения оказывается дальнейшая помощь выпускнику.

Для решения основных проблем организованы консультации специалистов для выпускников детских домов по широкому кругу вопросов: юридических, психологических, социально-бытовых, медицинских. Специалисты, работающие в проекте, не только сами оказывают помощь ребятам, но и осуществляют связь между государственными органами и организациями города, которые работают в данном направлении. Благодаря этому участники программы могут своевременно получить квалифицированную необходимую им помощь.

Ведущим направлением проекта является работа наставников – социальных работников Центра медико-психолого-социального сопровождения «Семья», которые осуществляют постоянное индивидуальное сопровождение выпускников. Работа этих наставников оплачивается фондом. Наставники поддерживают связь с учебным заведением, оказывают необходимую поддержку детям, в случае необходимости направляют ребенка к специалистам. Очень важным направлением работы наставников является формирование связей с обществом выпускника. Чем шире круг общения сироты, чем больше в нем людей, способных оказать позитивное влияние на его развитие, тем выше вероятность успешной социализации. Наставник это главная нить, которая связывает выпускника детского дома с обществом.

Проект «Репетитор» направлен на восполнение пробелов в школьной программе и улучшения качества знаний воспитанников детских домов, их подготовку к поступлению в вузы и среднеспециальные учебные учреждения. Для этого Фонд приглашает педагогов-репетиторов для организации индивидуальных занятий с детьми. Среди тех, кто принимает участие в занятиях, есть как ребята, планирующие в дальнейшем поступление в вузы, так и очень сложные дети, педагогически запущенные, те, кто в свои 12-14 лет с трудом читает и пишет. Но все они очень стараются добиться результатов и добиваются их.

Также в рамках проекта «Школа вождения» для ребят на базе Центра образования № 81 Орджоникидзевского района г. Уфы организованы бесплатные курсы вождения для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Молодые люди имеют возможность приобрести водительское удостоверение категории «В», «ВС».

Для выпускников детских домов, поступивших в высшие и среднеспециальные учебные заведения, учреждена Стипендия Благотворительного фонда им.В.Л.Засова, предназначенная для оказания им материальной помощи в период обучения.

Для включения в список претендентов на стипендию выпускникам детских домов необходимо предоставить следующие документы:

  • Личное заявление претендента.
  • Справка с места учебы.
  • Справка об отсутствие задолженности за прошедший семестр.
  • Выписка из ведомости об успеваемости или копия зачетной книжки (заверенная).
  • Справка о том, что претендент действительно воспитывался в государственном учреждении.
  • Характеристика с места учебы.
  • Копия паспорта.
  • Копия банковского договора об открытии счета с реквизитами банка и номером расчетного счета.

Фонд работает в тесном контакте с госучреждениями, несущими ответственность за детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старается следить за нуждами выпускников и оказывает адресную конкретную помощь нуждающимся в ней. В рамках проекта «Выпускник» Ежегодно для выпускников детских домов г. Уфы приобретаются предметы быта, бытовая техника, мебель. Оказывается помощь в ремонте ветхого жилья, другая необходимая помощь.

Для оказания помощи и поддержки молодым семьям из числа бывших выпускников детских домов организован проект «Молодая семья». Такие семьи получают правовую, психологическую, социальную, материальную помощь. Благодаря данному проекту удалось сократить количество случаев отказа мам-выпускниц детских домов от новорожденных и грудных детей.

C 2006 года и по настоящее время собрана и ведется база данных жизнеустройства выпускников детских домов г. Уфы. В течении двух лет оплачивались четыре ставки социальных педагогов- кураторов выпускников детских домов. В Уфе созданы центры постинтернатного сопровождения в детских домах и учреждениях начального профессионального образования, в которых проходят обучение выпускники детских домов.

Благотворительный фонд им.В.Л.Засова организовал репетиторские занятия для воспитанников, желающих получать высшее и среднеспециальное образование. Специалисты вместе с волонтерами проводят  занятия по подготовке к самостоятельной жизни и профориентации. Выпускникам, поступившим в высшие и среднеспециальные учебные заведения, выплачивается дополнительная стипендия Фонд.

Для всех выпускников детских домов г. Уфы ежегодно приобретаются предметы быта, необходимые для начала самостоятельной жизни. оказывается поддержка молодым мамам-выпускницам детских домов. С целью профилактики вторичного сиротства организованы занятия в школе вождения для выпускников детских домов. Оказывается поддержка в приобретении дополнительных профессиональных навыков выпускниками.

На постоянной основе организуются обучающие семинары для специалистов, работающих с воспитанниками и выпускниками детских домов. Фонд является членом рабочей группы по реализации программы «Вернуть детство» по ПФО в Республике Башкортостан; соисполнителем программы по развитию добровольческой деятельности с целью поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Уфе, исполнителем программы детского фонда Виктория «Уралсиб дает надежду: образование, работа. жилье».

 


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

Собрана и ведется база данных жизнеустройства выпускников детских домов г. Уфы с 2006 года; в течении двух лет оплачивались четыре ставки социальных педагогов- кураторов выпускников детских домов; созданы центры постинтернатного сопровождения в детских домах и учреждениях начального профессионального образования, в которых проходят обучение выпускники детских домов; организованы репетиторские занятия для воспитанников, желающих получать высшее и среднеспециальное образование; организованы занятия по подготовке к самостоятельной жизни и профориентации; выпускникам, поступившим в высшие и среднеспециальные учебные заведения выплачивается дополнительная стипендия фонда; всем выпускникам детских домов г. уфы ежегодно приобретаются предметы быта, необходимые для начала самостоятельной жизни; оказывается поддержка молодым мамам-выпускницам детских домов с целью профилактики вторичного сиротства; оранизованы занятия в школе вождения для выпускников детских домов; оказывается поддержка в приобретении дополнительных профессиональных навыков выпускниками; организуются обучающие семинары для специалистов, работающих с воспитанниками и выпускниками детских домов; фонд является членом рабочей группы по реализации программы «Вернуть детство» по ПФО в РБ; соисполнителем программы по развитию добровольческой деятельности с цеклью поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Уфе, исполнителем программы детского фонда Виктория «Уралсиб дает надежду: образование, работа. жилье»


Формы поддержки, полученной при реализации практики

Данная программа реализуется при поддержке Министерства образования Республики Башкортостан, Управления по опеке и попечительству г. Уфы, совместно с Центром психолого-медико-социального сопровождения «Семья».


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Воспитанники детских домов являются особой категории детей, к которым нужен особый подход. Поэтому очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие психологи и специалисты из органов опеки, поскольку они обладают большим опытом и профессиональными знаниями по работе с детьми-сиротами.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
[/su_private]