Меню Закрыть

«Мы разные, но мы вместе»

Краткое описание

Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, получение социальных навыков, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, развитие программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, организация региональных фестивалей и выставок художественного и прикладного творчества, спартакиад, в том числе с участием семей со здоровыми детьми.


Организация, реализующая практику

Ульяновское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд»

Территория, на которой реализовывалась практика

Ульяновская область

Цель и задачи практики (проекта)

Цель:
Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, получение социальных навыков, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;
развитие программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, организация региональных фестивалей и выставок художественного и прикладного творчества, спартакиад, в том числе с участием семей со здоровыми детьми.

Задачи:
1. Развитие эффективных форм и способов социального партнёрства государственных и общественных структур в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов.
2. Создание и внедрение инновационных программ социализации детей-инвалидов.
3. Организация программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами в учреждениях совместной ведомственной принадлежности.
4. Создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов путём проведения фестивалей детского и юношеского творчества, выставок художественного и прикладного творчества с одновременным участием детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.
5. Разработка и распространение методических материалов по проблемам интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; информационное сопровождение социальной интеграции инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья.
6.Повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города для инвалидов и маломобильных граждан.


Технологии и механизмы реализации практики

Создание и внедрение инновационных программ социализации детей-инвалидов.
В течение года работали творческие мастерские, в которых принимали участие, как здоровые дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, взрослые. Проведено обучение слепого ребенка (одаренного музыканта) работе на ПК (скайп, электронная почта, другие социальные сети) при этом использовали как традиционные методы обучения слепых детей («рука в руке»), так и дистанционные методы.
Кроме организации временных рабочих мест для детей-инвалидов, было трудоустроено 16 родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
На базе детского сада компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью продолжала работу служба семейного консультирования. Учитывая такие противоречивые факторы как с одной стороны – желание родителей получить правовую, психолого-педагогическую, информационную поддержку, с другой стороны- крайнюю замкнутость, закрытость семей, воспитывающих детей –инвалидов, общественная служба семейного консультирования не только помогала родителям в организации работы с детьми по развивающим технологиям (в том числе арт -терапии ), со своим ребенком в домашних условиях, технологиям сотрудничества (на примере sand play- терапии), но и способствовала, формированию положительных установок в сознании родителей, преодолению изолированности таких семей. Был выявлен круг проблем, определена тематика и содержание консультирования, продуманы способы привлечения и активизации участников консультаций. На первом этапе деятельности было проведено анкетирование, которое выявило степень открытости и готовности семьи принять помощь, наиболее удобные формы проведения консультаций, приемлемые для аудитории. Выяснилось, что родители предпочитают занятия с детьми на нейтральной территории – не дома, так как многим просто неудобно принимать специалистов из-за не соответствующих условий проживания (давно не было ремонта, негде принять специалиста), семейных проблем (конфликты с родственниками), дефицит времени. При этом родители отмечали, что не плохо бы было бы, если ребенок был бы какое-то время под присмотром, а мама могла заняться каким-то делом. Совместную с ребенком развивающую деятельность дома не организуют из-за отсутствия знаний, умений, необходимых дидактических материалов, а также потому, что не видят перспективы развития, стесняются диагноза своего ребенка, предпочитают, чтобы о нем не знали. Поэтому занятия служба проводила в детском саду в форме общих консультаций, групповых практических занятий. Работа проводилась в соответствии с календарно-тематическим планом. Родители информировались о темах предстоящих консультаций. Каждый сам определял для себя, что его интересует. Подготовленные методические рекомендации по организации совместной деятельности были розданы каждому родителю, независимо от того, посещает он консультации или нет. Это, в свою очередь, пробудило интерес родителей к службе, у них появились вопросы, деятельность перешла в режим диалога. Темы консультаций и советы ориентированы на запрос родителей. Многие из них просто не знали, как можно организовать совместную творческую деятельность без особых затрат на краски, бумагу, пластилин. Из наиболее активных участников групповых занятий образовался неформальный семейный клуб (своеобразная группа взаимной поддержки). Более активно и с меньшим подозрением (а сколько это будет стоить? правда ли, что не нужно дополнительно платить?) стали откликаться на предложения о совместных поездках «на песок», разрешили использовать фотографии своих детей, и проявили готовность попробовать приять волонтера, который поиграет, порисует, позанимается с ребенком в домашних условиях. А в целом в результате деятельности сложилась модель позитивного взаимодействия государственных и общественных структур в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, где Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации выступает как финансовое обеспечение, Ульяновское отделение «Российского детского фонда»- как основной исполнитель, привлекающий специалистов, волонтеров (общественных организаций, студентов социально-педагогического колледжа, Педагогического института) и инициатор совместных мероприятий и праздников, Детский сад- как основная ресурсная база службы консультирования, Департамент социальной защиты – как заказчик и координатор Программы, в рамках которой работает служба. Конечно, есть определенные трудности. Детский сад- закрытая система, куда в силу различных санитарных требований затруднен вход не посещающих его детей и родителей. Значительная часть семей, нуждающихся в поддержке, проживает за пределами города. Социум не всегда готов принять семью с ребенком – инвалидом как данность. Да и сами семьи не всегда готовы к открытому диалогу.
Сейчас уже можно подвести первые итоги. Общественная Служба Семейного консультирования создана. Приобретено необходимое материально-техническое обеспечение, 40 семей получают помощь в виде индивидуальных, групповых теоретических консультаций и практических занятий по арт -терапии. Образована группа родительской взаимоподдержки (Семейный клуб), готовятся волонтеры для индивидуальной работы с ребенком – инвалидом в домашних условиях, выпущены методические рекомендации, Министерством образования Ульяновской области рассматривается вопрос о предоставлении образовательных услуг детям-инвалидам дошкольного возраста на дому (каждому ребенку дошкольного возраста).
По данным опроса 79 % родителей отмечают, что стали ощущать и принимать поддержку со стороны родственников, друзей, соседей. Она выражается в том, что родственники предлагают посидеть с ребенком, а родителям сходить по своим делам или просто посетить кинотеатр, и т.д. Соседи совершают покупки, если мама не может в данный момент выйти из дома. 86 % семей отмечают изменения в настрое окружающих людей по отношению как к ребенку, так и к себе. Если ребенок раньше вызывал отторжение, жалость, агрессию, а мама ловила на себе сочувствующие взгляды, то сейчас семья находит понимание и позитивный настрой со стороны окружающих.
Экологические прогулки были организованы для детей с нарушенным интеллектом и глухих детей. Дети с интеллектуальной недостаточностью участвовали в прогулках в составе интегрированных групп. При количественном соотношении 1:1 экскурсии проходили не очень эффективно, так как в группе из 20 человек отмечалась большая отвлекаемость, неадекватное восприятие информации. При сокращении общего количества детей в группе до 10-12 и соотношении здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья 2:1, сокращении времени экскурсии и предъявлении большего числа живых объектов (бабочки, земноводные, грызуны, птицы) интерес был более стабильным. Для глухих детей экологические прогулки проводились отдельно. Это было связано с необходимостью сурдоперевода. Для этой категории детей был подготовлен наглядный материал в виде картинок с текстовым пояснением. После проведения экскурсий по прошествии 2-3 дней от этих детей поступали вопросы по теме прогулки. Педагоги отмечали, что дети обсуждали мероприятие, задавали вопросы.
Проведено обучение новой группы слушателей из числа специалистов центра «Росток» и учреждений социальной защиты населения (социальные участковые) методам работы с социальными контактами семей, воспитывающих детей-инвалидов. Ещё 20 специалистов получили сертификаты.
Создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов путём проведения творческих фестивалей, выставок художественного и прикладного творчества с одновременным участием детей-инвалидов и здоровых детей.
В шахматном турнире, который состоялся 22-23 апреля в доме- музее В. И. Ленина приняло участие 36 детей (из них 16-детей с ограниченными возможностями здоровья). Открытию турнира предшествовал «телефонный мост» с участниками шахматного турнира в доме-музее Ленина в городе Казани, где такое мероприятие проводилось впервые. Детей с ограниченными возможностями здоровья поприветствовал и пожелал успехов Мастер ФИДЕ, шахматный обозреватель, академик, профессор Всемирной Международной Академии инновационных технологий Андрей Владимирович Кормишкин. Так как музей в эти дни работал в общем режиме, за игрой следили и посетители музея. Для многих здоровых детей было удивительно, что в шахматы умеют играть слепые и глухие дети. Всем детям-инвалидам (участникам турнира) были выданы памятные сертификаты, грамоты и призы. Преподаватели отметили, что проведение мероприятий в таких местах, не только повышает статус мероприятия, но и самооценку детей с ограниченными возможностями здоровья.
Костюмированный детский карнавал под названием «Симбирёнок» с участием детей – инвалидов в городе Ульяновске становится традиционным. И третий раз он проводится в Международный день защиты детей. Сквер имени Карамзина, где собирались участники Карнавала, был заполнен детьми и родителями. Буквально на каждом участке площади были организованы интересные занятия: под сиреневыми кустами после небольших манипуляций с карандашами, красками, ножницами и бумагой одни дети украшали себя любимых (Face-art) , другие – загадочные и весёлые маски (мастер-класс), за квадратным столом юная художница Катя (колясочница) мгновенно рисовала и дарила «портреты» любимых сказочных героев всем желающим, в «Играй – городе» шёл необыкновенный матч с воротами-ловушкой, шумел «кегльбан», взмывали в верх летающие тарелки и кольца (здесь в основном были заняты глухие и слабослышащие дети). На пересечении дорожек детей развлекали пираты, женщина –кошка, Мальвина и другие герои мультфильмов. Любители спокойных игр могли полюбоваться выставкой детских рисунков, порисовать на асфальте цветными мелками и попробовать из шариков сконструировать собаку, котенка или медвежонка. Рядом в режиме нон-стоп танцевали хип-хоп подростки, детский танцевальный коллектив «Юность» из села Отрады и даже, – слингомамы. Очень интересное зрелище. Малышам, сидящим у мам в слингах, это занятие нравилось так же, как и мамам. И кругом многоцветье костюмов, красивое и яркое. Всего в карнавале «Симбирёнок» приняло участие до полутора тысяч человек, из них 800 детей (в том числе 96 –детей с ограниченными возможностями здоровья).
Фестиваль активного туризма проходил в два этапа. На первом, который проходил в палаточном лагере близ села Ундоры, приняли участие семьи с детьми, направленные УРО Всероссийского общества глухих. С этой категорией детей здоровым сверстникам сложнее наладить коммуникации без какого-то общего дела. Самостоятельные установка палатки, разведение костра, приготовление пищи и было таким общим делом. Второй этап фестиваля проводился в рамках фестиваля авторской песни (с. Ломы), и здесь были семьи с детьми-инвалидами по общим заболеваниям (в том числе и с интеллектуальной недостаточностью).
Выставка-конкурс детско-юношеского компьютерного творчества «Новые грани искусства» вновь открылась на базе технического университета. В этом году был организован не только приём работ дистанционно, но и их оценка интернет – пользователями.
Фестиваль художественного самодеятельного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья прошел на одной из самых престижных и больших площадках города – областном Дворце творчества детей и молодежи. Учащимся всех коррекционных учреждений города была предоставлена возможность встретиться всем вместе, «себя показать и других посмотреть». В фойе Дворца на мониторах участники могли увидеть те виды творчества, которые не были представлены на концертной сцене. О каждом учреждении был сделана небольшая мультимедийная презентация. Организаторы фестиваля, понимая особенности и сложности проведения подобных мероприятий для смешанного контингента участников, постарались максимально приблизить его к общему ощущению и легкого, веселого и светлого праздника общения, дружбы и человеческой теплоты. Достигнуть этого помогали, в первую очередь, ведущие – сказочные персонажи: сам Симбирский Дед Мороз и очаровательная , милая и добрая Снегурочка. Доброжелательную атмосферу создавал и отряд волонтеров, который оказывал необходимую помощь в обслуживании детей – инвалидов организационного характера: встреча, раздевание, распределение по гримерным, сопровождение в зал, ориентирование в пространстве Дворца, организация чаепития и др.
На площадках фестиваля, кроме концертных номеров, были организованы мастер- классы Фабрики Деда Мороза, Игротека, Танцпол, Художественная мастерская. В них с удовольствием приняли участие все дети. Ведущими мастер-классов стали как профессиональные педагоги-специалисты, так и студенты-волонтеры из педагогического колледжа. Фестиваль закончился чаепитием с Дедом Морозом, фотосессией.
Для многих способности, продемонстрированные детьми-инвалидами, было открытием. Телекампания «Репортер», пришедшая снять 2х-минутный новостной сюжет решила отснять всё – сначала и до конца действия. (В декаду инвалидов фрагменты фильма демонстрировали на многих областных мероприятиях). В интервью родителей звучала надежда на продолжение мероприятий подобного уровня в следующем году.
В фестивале «Мир глазами детей» приняло участие более 110 работ детей-инвалидов, выполненных в разных техниках декоративно – прикладного искусства (вязание, кружева, лоскутное шитьё, художественная обработка кожи, декоративная игрушка, фитодизайн, аппликации, бисероплетение, вышивка, роспись по дереву, изделия из бересты). Выставку этих работ посмотрело более 1000 человек. На заключительном мероприятии фестиваля, после праздничного концерта и награждения многие авторы работ с интересом познакомились с новыми для себя техниками, приняли участие в мастер-классах по бумажной пластике, фитодизайну, декорированию из ткани и кожи.
В рамках фестиваля «Кино без барьеров» кроме организации просмотров фильмов семьями с детьми-инвалидами в кинотеатрах, был сделан «тифлоперевод» молодёжного фильма «Ёлки» для людей с нарушением зрения (убран шумовой фон, не несущий информацию, сделано голосовое комментирование действий героев при отсутствии диалогов и т.п.). диски с новой версией фильма переданы центру детского творчества для некоммерческого просмотра детьми-инвалидами.
С 14 по 31 декабря для семей, воспитывающих детей-инвалидов. прошли новогодние мероприятия под общим названием «В кругу друзей». В середине декабря прошла традиционная «Школа Деда Мороза», слушателями которой в этот раз стали Папы, которые сохраняют Добрую сказку Детства не только для своих детей, но и живущих рядом ребятишек. В мастер-классах Школы семьи с детьми-инвалидами научились из подручных материалов делать украшения на елку, красивую упаковку, нехитрые, но приятные подарки и сувениры.
Новый год и Рождество – праздники, которых ждут все дети, независимо от своего статуса, поэтому елочные представления прошли и у тех ребят, кто не выходит из дома по состоянию здоровья: елочки поставили родители, а Дед Мороз и Снегурочка сами приехали к ним с поздравлениями. Для тех, кто живет в районах, отдаленных от областного центра были подготовлены Письма Деда Мороза с добрыми пожеланиями и поздравлениями. «Курьерская служба» Деда Мороза доставила эти письма вместе со сладкими подарками всем адресатам.
120 малышей вместе с маленьким театрализованным представлением получили подарки из рук «настоящего Деда Мороза» на дому. Для 106 детей-инвалидов новогодние представления прошли в Центре дополнительного образования детей и в Музее народного творчества. Работали Мульти-Парк, Караоке-бар, Фото-студия, Творческая мастерская. Здесь в режиме non-sto все желающие могли бесплатно посмотреть добрые мультфильмы, спеть любимые песни, сделать студийную фотографию, взять уроки мастерства у лучших рукодельниц. Молодые семьи с детьми- инвалидами приняли участие в Семейном Карнавале, во время которого мамы могли свободно пообщаться друг с другом, пока малыши от души веселились у ёлки, играли, пели и плясали вместе волонтерами.


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

Создание творческого пространства для равноправного общения и деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых сверстников через фестиваль художественного и прикладного творчества «Мир глазами детей», конкурс-выставку компьютерного творчества «Новые грани искусства», Новогоднюю Академию Деда Мороза, Летний карнавал, фестиваль активного туризма, службу семейного консультирования, экологические прогулки, и др.
1. Выработана единая межведомственная стратегия оказания помощи семьям с детьми – инвалидами, информационная и организационная поддержка объединений родителей детей-инвалидов; налажено международное сотрудничество в сфере развития инновационных технологий реабилитации и интеграции детей и молодых людей с ограниченными возможностями, организация взаимообмена опытом работы с целью повышение эффективности оказания социальной помощи семьям, воспитывающих детей – инвалидов.
2. Обучены 20 специалистов учреждений социальной защиты населения и общественных организаций сетевому методу работы с социальными контактами семей детей-инвалидов;
3. Организованы творческие и ремесленные мастерские, проведены мастер- классы и временная занятость 300 детей- инвалидов и членов их семей.
4. Создана общественная служба семейного консультирования и патроната детей-инвалидов по методу арт-терапии. Проконсультированы 30 семей детей –инвалидов, проведены реабилитационные занятия средствами арт-терапии с детьми.
5. Разработаны программы экологических экскурсий, учитывающих особенности детей-инвалидов, для интегрированных групп. Организованы и проведены экскурсии для детей с интеллектуальной недостаточностью и глухих детей.
6. Организовано участие детей- инвалидов на равных условиях со здоровыми детьми в фестивалях и конкурсах участие на равных со здоровыми детьми в шахматном турнире, в карнавале «Симбирёнок», выставке-конкурсе «Новые грани искусства», в фестивалях активного туризма, художественной самодеятельности, прикладного художественного творчества «Мир глазами детей», в новогодних мероприятиях.


Финансовые затраты на реализацию практики

из расчета на одного получателя услуги в год (в том числе собственные и привлеченные) - специалисты, волонтеры (общественных организаций, студентов социально-педагогического колледжа, Ульяновского Педагогического университета, - сообщество родителей, воспитывающие детей-инвалидов

Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

В целом все запланированные мероприятия были проведены и желаемые результаты достигнуты:
 отработана система межведомственного взаимодействия между различными структурами, которые занимаются проблемами детей- инвалидов и их семей на местах.
 семьям, воспитывающим детей-инвалидов оказывается помощь в индивидуальном развитии социальных навыков, создаются предпосылки к обеспечению им равных возможностей.
 за счет вовлечения в процесс родственников и других, важных в жизни ребенка, людей повышается эффективность реабилитационной работы.
Работа с родителями в основном была ориентирована на осознание, принятие родительской роли ребенка-инвалида, умение адекватно реагировать на внешние воздействия среды, использование предлагаемого ресурса для развитие коммуникабельности детей. Более активное участие родителей детей-инвалидов в мероприятиях доказывает ее результативность.

На основании полученного опыта Ульяновское региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда “Российский детский фонд” реализует программу Ульяновской области “Быть равным” на 2013-2015 годы.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Проблема, на решение которой направлена практика
  • Новизна предлагаемой технологии
  • Формы поддержки для реализации практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
[/su_private]