«Возьмемся за руки, друзья»

Краткое описание

Проведение социально-психологической, творческой и физической реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.


Организация, реализующая практику

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГОВЫЙ ИППОЦЕНТР «ЛУЧИК»

Проблема, на решение которой направлена практика

Основными проблемами семей, воспитывающих детей-инвалидов являются:
– недостаточные условия для самореализации и личностного роста как детей, так и роди-телей,
– недостаточные условия для развития творческого потенциала и детей, и родителей,
– нахождение детей с ограниченными физическими возможностями в ситуации вынуж-денной изолированности,
– недостаточность развития социальных навыков, необходимых для интеграции в среду здоровых сверстников,
– ограниченность возможности взаимодействия со сверстниками разных социальных групп,
– нахождение родителей в постоянной стрессовой ситуации.
Среди семей, воспитывающих детей – инвалидов, существует потребность во вза-имном общении. Остро стоит проблема включенности детей с ограниченными возможно-стями в общество здоровых сверстников и осуществления процесса их социализации.
Центр иппотерапии «Лучик» в 2008 году провел три мероприятия, направленные на социально-психологическую адаптацию детей посредством реализации их творческих возможностей. К их организации были привлечены ученики обычных школ, воспитанники детских домов, студенты – волонтеры. Опыт проведения конкурса рисунков «Я мечтаю о лошади», праздника открытия «Троллейбуса Мечты», конкурса «Открытка к празднику» продемонстрировал эффективность сотрудничества детей различных социальных групп. Выявилась потребность взаимного общения, взаимодействия детей как в ходе подготовки мероприятий, так и при их проведении. Как дети, так и родители неоднократно высказывали желания проведения подобных совместных мероприятий. Сформировалась большая группа заинтересованных помощни-ков не только из числа инициативных родителей, но и представителей различных организаций : Гимназия № 59, Региональный информационно-ресурсный фонд (РИФ), Медицинский колледж № 2, Авиационный колледж, Институт Авиационных технологий и управления (ИАТУ), депутаты Ульяновской Городской Думы Безруков В.Д., Данилов А.А., Эдварс Р.А., представители СМИ.
К сожалению, в районе нет структуры, целенаправленно занимающейся творческой реабилитацией больных детей. В районе действует общественная организация родителей, воспитывающих детей с ограниченным возможностями здоровья – клуб «Улыбка», объединяющий 24 семьи. Однако его работа ведётся эпизодически и направлена, в основном, на проведение досуговых мероприятий, отсутствует ма-териальная база.
Остро стоит проблема социализации и занятости детей с ограниченными возмож-ностями здоровья после того, как они заканчивают школу. В районе проживает 562 инва-лида в возрасте от 18 до 23 лет. Они практически предоставлены сами себе. Большинство из них не трудоустроено. Семьи, в которых они живут, не получают квалифицированной социально-психологической помощи.
Таким образом, можно говорить о том, что назрела необходимость создания орга-низации, комплексно занимающейся социализацией детей с ограниченными возможно-стями здоровья и оказывающей квалифицированную помощь родителям. Проблема объе-динения семей с целью совместного решения данных проблем стала актуальной.


Территория, на которой реализовывалась практика


Цель и задачи практики (проекта)

Цель: создание комплексной реабилитирующей среды, обеспечивающей условия социализации детей-инвалидов, улучшения качества жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Организация работы семейного объединения «Взаимоподдержка».
2. Создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов как средства осуществления их социализации.
3. Создание условий для активного взаимодействия детей с ограниченными воз-можностями здоровья со здоровыми детьми.
4. Получение детьми-инвалидами социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников.
5. Оказание психологической поддержки членам семей, воспитывающих детей-инвалидов.
6. Привлечение внимания общественности к проблемам семей, воспитывающих детей — инвалидов.


Преимущества и новизна данной практики

  • Организация работы семейного объединения «Взаимоподдержка».
  • Создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов и членов их семей разных возрастов как средства осуществления их социализации.
  • Создание условий для активного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми детьми.
  • Получение детьми-инвалидами социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников.
  • Оказание психологической поддержки членам семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Адресная направленность проекта: семьи, воспитывающие детей-инвалидов в возрасте от 5 до 23 лет. Общее количество детей с родителями, задействованных в проекте, 200 человек.


Технологии и механизмы реализации практики

Организация работы Семейного объединения по интересам, создание условий для самореализации как детей, так и их родителей. Проведение совместных мероприятий больных детей и их здоровых сверстников. Обязательное участие в делах членов семей больных детей (братья, сестры, а не только мамы).
Главной задачей проекта является создание семейного объединения «Взаимопод-держка», действующего по клубному принципу.
Основные направления работы объединения
1. Арт-студия, включающая изобразительное творчество и прикладное искус-ство.
2. Фотостудия.
3. Компьютерный кружок.
4. «Рукодельница» Швейное дело.
5. Молодежный Клуб общения «От 15 и старше…».
6. «Я горжусь своим городом» – краеведческая деятельность в сотрудничестве с Музеем Городского быта.
7. Мамин клуб общения «Между нами, девочками». Направления работы:
– Психологические тренинги, консультации для родителей.
– Бьюти-терапия для мам и бабушек.
8. Выставочная деятельность.
Работа проводится при активном участии общественных организаций родителей – клубы «Улыбка» и «Многодетное счастье».
Реализация проекта осуществляется в тесном контакте с различными детскими, молодежными, волонтерскими организациями. Это позволит создать условия для актив-ного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми детьми, сделает процесс социализации детей-инвалидов более успешным, а так же будет способствовать повышению толерантности к ним в молодежной среде.
В проекте используются как известные, хорошо зарекомендовавшие себя методики, так и опробуются новые приёмы работы.
1. Арт-студия
Для детей с ограниченными возможностями здоровья изобразительная деятель-ность и прикладное искусство зачастую является единственным средством самореализа-ции. Проявление творческих способностей, их планомерное и целенаправленное развитие дает ребенку возможность проявлять своё «Я».
Работа арт-студии предполагает совместную деятельность больных и здоровых де-тей, проведение совместных выставок.
Участие в выставках позволяет ребенку удовлетворять свое чувство самодостаточ-ности, личностной значимости, укрепляет его авторитет в глазах окружающих. Мы полу-чили практическое подтверждение этому во время организации двух выставок рисунков, в которых участвовали дети с ограниченными возможностями и воспитанники детских домов.
Принципы работы арт-студии:
– развитие творческих возможностей детей,
– гибкость, вариативность тем занятий – они выбираются в зависимости от возможностей детей,
– «одно занятие – одна поделка». Специфика эмоционально-психологического состояния больных детей требует того, чтобы после занятия они получали законченный результат. Поэтому виды деятельности подбираются с учетом этой особенности.
– «Я делаю подарок сам!». Возможность самостоятельно сделать какую-либо поделку, а затем подарить её – очень важно для больных детей. Это позволяет им чувствовать свою причастность к семье, свою нужность, свою возможность проявлять свои чувства.

Обязательным условием занятий с больными детьми является соблюдение необхо-димого режима двигательной активности. Это будет способствовать повышению эффек-тивности занятий, предотвращению статического и нервно-психологического перенапря-жения. Поэтому занятия проводятся блоками: арт-терапия (25-30 мин) – оздоровительные занятия (30 мин) – арт-терапия (25-30 мин). Это позволит увеличить общее время занятия творчеством, создать более комфортные условия.
Занятия проводят педагог-организатор и тренер- педагог Муниципального учреж-дения дополнительного образования «Оздоровительно-образовательный центр «Орион». Частота занятий – 2 раза в месяц.
Программа составляется с учётом психо-физиологических и интеллектуальных возможностей детей-инвалидов.
В классе постоянно выставляются поделки детей. Будет проведено 3 больших вы-ставки, размещение которых планируется в библиотеках района.

2. Фотостудия
Задача фотостудии – расширить возможности больных детей в творчестве, дать им новый способ общения с прекрасным при затрудненности самостоятельной изобразитель-ной деятельности.
Новизна подхода к организации работы фотостудии заключается в том, что участие в ней рассматривается как элемент творческой реабилитации больных детей.
При условии ограниченного передвижения фотоаппараты будут передаваться де-тям домой на период между занятиями. Это позволит сделать процесс творчества непре-рывным. Детям будет предоставлена возможность при желании с помощью волонтеров обрабатывать снимки на компьютере, создавать коллажи и т.п.
По ходу реализации проекта каждый ребенок будет заполнять своими работами фотоальбом, который он потом получит в подарок.
Планируется проведение выставок, участие в конкурсах фоторабот.
В работе участвуют волонтеры – студенты.
Занятия проводятся 2 раза в месяц профессиональным фотографом на благотвори-тельной основе. Один раз в сезон проводится выездное занятие на природе совместно с Детским Эколого-биологическим центром – всего 4 раза за время реализации проекта. Организуется 3 фотовыставки. Проводится фотосессия «Моя мама лучше всех!».

3. Компьютерный кружок
Овладение современными компьютерными технологиями позволит не только по-высить самооценку детей, их авторитет в глазах окружающих, но и создаст возможность трудоустройства в будущем.
Направления работы:
– обучение работе на компьютере, обработка фотографий, создание видеомате-риалов, презентаций и т.п.,
– развивающие игры,
– разработка сайта,
– обучение работе в Интернете. Это позволит расширить круг общения, наладить контакты с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья из других регионов, будет способствовать социальной интеграции участников проекта.
Задача сайта – создание единого информационного пространства для всех участни-ков проекта.
Функции сайта
1. Коммуникативная:
- обеспечение интерактивного взаимодействия участников проекта,
- расширение круга общения молодежи с ограниченными возможностями здоровья,
- возможность привлечь к общению лежачих, не выходящих из дома инвалидов,
- возможность для родителей общаться с людьми, находящимися в подобной жиз-ненной ситуации.
2. Информационная:
- распространение информации о деятельности семейного объединения «Взаимо-поддержка»
- получение внешней информации об организациях и людях, занимающихся со-циализацией семей с детьми – инвалидами,
- привлечение внимания общественности к данной проблеме,
- возможность для родителей получать ответы на интересующие их вопросы от различных специалистов.
3. Креативная:
- обеспечение возможности представить свои творческие работы на суд большого числа людей: фотографии, рисунки, стихи, проза, песни и т.п.,
- размещение в сети Интернет выставочных работ, проведение голосования.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю (в зависимости от подготовленности детей) волонтёрами – студентами технических ВУЗов г. Ульяновска, сотрудничающими с Регио-нальным информационно-ресурсным Фондом.

4. «Рукодельница» Швейное дело
Целевая аудитория – дети, которые в силу особенностей своего заболевания не мо-гут получать дальнейшее образование.
Организуется обучение детей с ограниченными возможностями – выпускников школ – швейному делу, рукоделию. Такой вид занятий позволит в определённой степени решить проблему занятости старших детей, снять остроту эмоционально-психологического состояния, которое характерно для выпускников. Трудовая деятель-ность обеспечит возможность самореализации, самоутверждения, позволит молодым ин-валидам чувствовать себя востребованными, нужными обществу.
Занятия проводятся в профессиональном училище № 10. Планируется участие ре-бят с ограниченными возможностями здоровья в работе студенческого «Театра Моды», привлечение их к общественной жизни училища. Возможность взаимодействия со сверст-никами создаст условия для развития социальных навыков, необходимых для интеграции в социум.
Освоение азов швейного дела позволит молодым инвалидам самоопределиться, сделать свои первые шаги в профессию.
Занятия проводятся 1 раз в неделю педагогами профессионального училища №10.

5. Молодежный Клуб общения «От 15 и старше…»
Задача клуба – помочь инвалидам выйти из ситуации вынужденной изолированно-сти, обеспечить активное взаимодействие со здоровыми людьми, помочь им найти ответы на волнующие их вопросы и получить квалифицированную психологическую помощь.
Участие в работе клуба позволит молодым инвалидам приобрести социальные на-выки, способствующие их интеграции в среду здоровых сверстников. Они смогут про-явить свою социальную активность, реализовать организаторские способности, развить коммуникативные навыки, что является важным фактором успешности их социализации. Участие в клубной работе обеспечит условия для их самореализации и личностного роста.
В работе клуба задействованы общественные организации инвалидов разных забо-леваний, студенты, психологи, сотрудники библиотеки №3, Детского Эколого-биологического центра. Это будет способствовать повышению уровня толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья в молодежной среде.
Клуб создается в ответ на социальный запрос как самих инвалидов, так и их роди-телей.
Направления работы клуба: «Я многое могу», «Инвалидность и возможность соз-дания семьи», «А я делаю так», «Горжусь своим творчеством», психологические тренин-ги, мастер-классы, бьюти-терапия, «За чашкой чая».
Занятия проводятся 2 раз в месяц.

6. «Я горжусь своим городом» – краеведческая деятельность в сотрудничестве с Музеем городского быта.
Программа имеет воспитательное, образовательное значение. Её задача – воспита-ние чувства гордости за родной край, чувства любви к своему родному городу через изу-чение его истории.
Музей городского быта «Симбирск конца 19 – начала 20 в.в.» является структур-ным подразделением Федерального государственного учреждения культуры « Государст-венный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И.Ленина». Будут прово-диться интерактивные занятия в музее, экскурсии по городу, музейные праздники. В них участвуют как семьи с детьми с ограниченными возможностями, так и семьи с обычными детьми из клуба «Многодетное счастье», студенты училища №10. В качестве волонтёров-помощников выступают студенты УлГПУ специальность «Музейное дело», УлГУ специ-альность «Искусствоведение».
Занятия проводятся 1 раз в месяц. Формируется 2 группы из детей младшего и старшего школьного возраста и их родителей.

7. Мамин клуб общения «Между нами, девочками».
Направления работы:
1. Психологические тренинги, консультации для родителей.
Особенности проживания семей, в которых воспитываются дети с ограниченными физическими возможностями, требуют организации специальной профессиональной психологической поддержки родителей. Она включает проведение бесед, тренинговых занятий, консультаций, интерактивных встреч.
Занятия проводит гл.детско-подростковый психиатр Ульяновской области, специа-лист по коррекции детско-родительских отношений Штефан Л.Б.
2. Бьюти-терапия для мам и бабушек
Бьюти-терапия, или лечение красотой, представляет собой комплексную систему психо-логической реабилитации через творческое отношение к своему «Я». Создает возмож-ность самореализации родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в условиях вынуж-денной изолированности,
и постоянного нахождения в стрессогенной ситуации.
Эффективность занятий проявляется в изменении социально-психологического статуса, что диагностируется с помощью специальных психологических методов.
Направления работы: красота внешняя и внутренняя, дизайн одежды, дизайн жи-лища, стимулирование развития творческого потенциала, т.к. именно творчество является самым эффективным средством борьбы со стрессом.
Для проведения занятий, мастер-классов приглашаются высококвалифицирован-ные специалисты самых разных направлений.
Занятия клуба проводятся 1 раз в месяц.

8. Выставочная деятельность
Для каждого человека, а тем более, ребенка с ограниченными возможностями, очень важно признание, оценка его деятельности другими людьми. С этой целью прово-дятся постоянные выставки работ участников проекта. Заключены договоренности с биб-лиотеками Заволжского района г. Ульяновска, Детским Эколого-биологическим центром, центральным выставочным комплексом города «Ленинский Мемориал» о размещении у них лучших работ. Всё это будет способствовать социализации больных детей, их вклю-ченности в жизнь города, создаст условия для самореализации и личностного роста.
Будет проведено по 3 выставки работ участников арт-студии и фотостудии.

С целью привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов, ход реализации проекта будет регулярно освещаться в СМИ, на телеканале «Репортер». Это станет еще одним фактором социализации больных детей.

Новизна проекта
Особенностями предлагаемого проекта является следующее:
1.Все используемые методики работы адаптированы к физическим и психологиче-ским особенностям больных детей.
2. В целях обеспечения необходимого режима двигательной активности во время занятий проводятся динамические оздоровительные паузы, в ходе которых дети выпол-няют упражнения, специально подобранные с учётом особенностей их развития, играют.
3. Все направления деятельности связаны между собой, что позволяет обеспечивать комплексность воздействия.
4. По ходу реализации проекта отслеживается эффективность занятий, при необхо-димости проводится коррекция программ с учетом мнений детей и родителей.
5. В процесс социализации детей-инвалидов включены их родители.
6. В реализации проекта активно участвуют молодые волонтёры, что значительно повышает его эффективность и социальную значимость, а так же способствует росту уровня толерантности к инвалидам в молодежной среде.
7. Подбор приобретаемого оборудования производится с учетом физических осо-бенностей детей. Например, клавиатура с большими выпуклыми клавишами, большие мышки с удобными кнопками; фотоаппараты – простые в использовании, доступные для изучения; швейные машинки с упрощенной системой управления, низкой скоростью; специальное оздоровительное оборудование и инвентарь.
8. Проект рассматривается в качестве пилотного. Его реализация позволит отрабо-тать технологию комплексного подхода к социализации детей с ограниченными возмож-ностями здоровья и членов их семей по принципу семейного объединения, наработать систему межведомственного взаимодействия.
В дальнейшем она может быть использована в других районах города и области.


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

создан клуб по интересам, в который входят около 70 семей. Работа ведется по следующим направлениям:
-Арт-студия – творческая реабилитация детей и родителей, творческие конкурсы, выставки.
-Краеведческая деятельность – экскурсии , музейные праздники.
-Культурно-массовые мероприятия – праздники, дни рождения и т.п.
-Выезды на природу.
-Тренажерный зал, в котором дети занимаются вместе с родителями, специальные занятия по фитнессу для мам.
— Мамин клуб «Между нами, девочками» — встречи с врачами, юристами, косметологами, дизайнерами, психологические тренинги, девичники.
— Игровая площадка – специально оборудованное помещение, в котором проводятся игровые и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 7 лет. С детьми занимаются волонтеры – студенты –психологи Ульяновского Педагогического университета.
Результаты
• Организация работы семейного объединения «Взаимоподдержка».
• Создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов и членов их семей разных возрастов как средства осуществления их социализации.
• Создание условий для активного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми детьми.
• Получение детьми-инвалидами социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников.
• Оказание психологической поддержки членам семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Адресная направленность проекта: семьи, воспитывающие детей-инвалидов в возрасте от 5 до 23 лет. Общее количество детей с родителями, задействованных в проекте, 200 человек.


Формы поддержки, полученной при реализации практики

Грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (980 000 руб.), поддержка коммерческих и гос. структур (975 400 руб.)


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Принципы участия в проекте:
– добровольность,
– возможность участия в работе нескольких кружков,
– возможность прекращения участия в программе.
Привлечение к участию в проекте осуществляется следующим образом:
1. Лица, выразившие желание принять участие в реализации данного проекта:
– члены клуба «Улыбка»,
– семьи, участвовавшие в проектах Центра иппотерапии «Лучик» в 2008 г.,
– семьи, воспитывающие детей – инвалидов старшего возраста, выступившие с инициативой организации культурно – познавательных мероприятий для их де-тей,
– выпускники специализированной школы – интерната для детей с ограниченны-ми возможностями здоровья, расположенной в Заволжском районе г. Ульянов-ска,
2. Лица, получившие информацию о проекте через СМИ.
3. Лица, получившие информацию о проекте лично от организаторов ( База данных органов соц.защиты).