Меню Закрыть

Фотопроект “Особый кадр”

Краткое описание

Проект представляет собой серию из 35 фотографий, на которых играют, рисуют, танцуют, шалят и смеются «особые» дети и известные кировчане – представители власти, бизнеса, общественности, сферы культуры и СМИ. Фотографии выставляются в различных пространствах города: выставочных залах, общественных местах, образовательных и социальных учреждениях города. Ее цель – изменить отношение общества к детям – и взрослым – с ограниченными возможностями здоровья.


Организация, реализующая практику

Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов “Дорогою добра” Кировской области

Проблема, на решение которой направлена практика

В современном обществе сложились устойчивые негативные стереотипы относительно людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И именно эти стереотипы в первую очередь мешают таким людям вести достойный образ жизни. Их не столько ограничивает диагноз, сколько отношение окружающих к нему. Например, человеку в инвалидной коляске крайне трудно выйти из дома, и не только из-за физических, архитектурных препятствий, но и из-за того, что на улице на него могут показать пальцем, демонстративно перейти на другую сторону или даже оскорбить. Особенно тяжело такие выходы даются родителям, воспитывающим особых детей. В свой адрес они могут услышать самые разные комментарии, чаще всего крайне неприятные.
Очевидно, что такое отношение необходимо менять. Например, с помощью фотографий, на которых сняты дети с ОВЗ и известные, значимые люди территории их проживания. Такие фото смогут показать, что детей с нарушениями развития не надо опасаться или жалеть. Это прежде всего дети, которые точно так же любят играть, улыбаться, смеяться. Они могут радоваться жизни несмотря ни на какие ограничения, и заражать этой радостью других.


Территория, на которой реализовывалась практика

Кировская область

Цель и задачи практики (проекта)

Целью проекта является социальная инклюзия людей в инвалидностью в полноценную жизнь общества.
Задачи:
– подготовка общества к социальной и образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья;
– привлечение внимания общества к проблеме отсутствия полноценных коммуникаций между «особыми» людьми и их семьями и миром обычных людей;
– повышение статуса людей с ограниченными возможностями, поднятие их самооценки и предоставление возможности принять участие в необычном, ярком, запоминающемся событии.


Преимущества и новизна данной практики

Такой способ изменения общественного мнения не нов и активно используется другими организациями, которые работают с особыми детьми. Так, фонд «Даунсайд Ап» (г. Москва) провел подобную фотосессию в 2009 году. В ней приняли участие такие знаменитости, как Владимир Познер, Андрей Макаревич, Татьяна Лазарева, Николай Фоменко, Людмила Улицкая и другие. Ее целью было просвещение населения о потенциале людей с инвалидностью, подготовка общества к включению таких детей в инклюзивные процессы, в том числе в сфере образования. Далее идею с фотовыставок известных людей в поддержку детей с инвалидностью подхватили многие города (Уфа, Самара, Иркутск, Екатеринбург, Киев и др.). В результате организации получили значительную финансовую и информационную поддержку своей деятельности, участники фотосессии смогли проявить активную, неравнодушную жизненную позицию, а общество приобрело еще одно подтверждение того, что лишних людей не бывает, каждый человек неповторим и индивидуален.
Мы решили повторить подобный опыт и в Кирове. Мы были уверены, что в нашем городе живет достаточно известных людей с добрыми и отзывчивыми сердцами, которые захотят сфотографироваться с нашими детьми. Так и оказалось, и для нашей организации этот проект стал поворотным пунктом в работе, тем фактором, после которого у нас появились новые возможности для развития и помощи нашим детям.


Технологии и механизмы реализации практики

1. Определение цели проекта и необходимых ресурсов для его реализации. Это необходимо нам самим, чтобы понимать, что и зачем мы делаем.
2. Заключение соглашения о безвозмездном предоставлении фотостудии и поиск надежного, профессионального, творческого фотографа. Фотостудия должна быть максимально лояльна к работе, так как регулярные переносы и отмена съемок неизбежны, и это не должно стать причиной прекращения работы на середине. Фотограф – ключевое звено всей конструкции, поэтому, помимо творческих качеств, необходимо быть в нем абсолютно уверенным и на всякий случай заключить договор о неэксклюзивной передаче авторских прав на всю проделанную работу.
3. Составление списка детей, которых можно привлечь к фотосъемке, и персон, которых бы хотелось привлечь к участию в ней. Здесь важна здоровая критика: кто-то из возможных кандидатов на фото может нравиться лично вам, но у других людей он вызывает неоднозначную реакцию, и тогда от него лучше отказаться. Также может быть, что кто-то вам мало симпатичен, но он на самом деле известная личность, и тогда его будет необходимо включить в список.
4. Рассылка приглашений, получение обратной реакции. Надо быть готовым к тому, что часть приглашенных может отказаться от съемки по совершенно разным причинам. Относиться к этому нужно уважительно.
5. Составление графика съемок. Здесь потребуется совместить возможности персоны, ребенка и его семьи и фотостудии (которая предоставляется бесплатно, то есть в самое непопулярное время, обычно в середине дня, когда взрослые на работе, а дети в садике или школе). Но обычно компромисс всегда можно найти, даже если придется переносить съемку два-три раза.
6. Важно подготовиться к работе в студии. Фотограф должен прийти заранее, чтобы успеть повесить фон, выставить свет, сделать пробные кадры. Необходимо продумать одежду, в которой должны прийти модели, и предупредить их об этом нужно заранее. Также заранее нужно подумать, чем они будут заняты во время съемки, потому что гораздо выгоднее смотрится динамика, сюжет, действие, чем просто статичная застывшая фотография.
7. После того, как съемка проведена, отбираются лучшие кадры, лучше всего – один, и он согласовывается со всеми. Но главное – он должен вписываться в общую концепцию. Иногда лучше пожертвовать суперудачным кадром ради общей гармонии композиции.
8. До или после сессии мы брали интервью у наших героев. Потом они обрабатывались и публиковались в СМИ, а также были использованы для создания каталога и комментариев к фотографиям на выставке. Вопросы желательно задавать разные, чтобы тексты тоже не выглядели написанными под копирку.
9. После того, как съемка окончена, все отобранные фотографии необходимо обработать. Вплоть до того, что склеить две фотографии в одну (где-то лучше получился один человек, где-то второй, а совместного удачного кадра нет, поэтому приходится его создавать) или нарисовать ботинок, который случайно выпал из кадра, или изменить цвет платья, чтобы оно подходило под общую цветовую гамму. В итоге все фотографии должны смотреться как единая композиция.
10. Следующий этап – подготовки печатной продукции. В нашем случае – печать фотографий и табличек к каждой из них с именами героев и коротким рассказом о ребенке и несколькими фразами от имени персоны, с которой он снят. И каталог выставки (буклет), где на развороте размещена с одной стороны фотография, с другой – более подробная история ребенка (обычно от имени его родителей) и более длинный комментарий взрослого участника.
11. Параллельно идет подготовка к открытию выставки. Важно выбрать такую площадку, на которой фотографии смотрелись бы выигрышно, куда могло бы прийти много посетителей и где можно проводить различные мероприятия (не только открытие, но и, например, какие-то мастер-классы). В нашем случае такой площадкой стал выставочный центр, руководитель которого сам принимал участие в фотосъемке и оказал значительную финансовую помощь проекту.
12. Также параллельно идет информационное сопровождение проекта. Мы начали заранее публиковать фоновые фотографии и короткие истории, чтобы привлечь внимание публики и СМИ к проекту. И к открытию выставки уже было известно, что это за проект, кто в нем участвовал и зачем все это было сделано. Благодаря такой известности на открытии было много публики и подавляющее большинство СМИ города.
13. Проект продолжает жить своей жизнью. Составлен график его перемещения, например, такой: фойе лучшего театра города, здание правительства области, частная галерея, школа для детей с нарушениями развития, научная библиотека и так далее. В соцсетях также периодически можно напоминать о проекте и рассказывать о том, как живут его герои после съемок.


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

1. Организация стала узнаваема. В течение месяца со дня открытия выставки информация о проекте размещалась в местных СМИ, порой вызывая бурные дискуссии. Отклики продолжают поступать до сих пор (спустя полгода после запуска).
2. Удалось привлечь внимание СМИ и властей к ряду проблем, которые существуют у детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (низкая мобильность из-за недоступности городского пространства, проблема внедрения инклюзивного образования и т.п.).
3. Правительством области было выделено помещение для создания Центра поддержки семей с детьми с особенностями развития.
4. Активизировался сбор пожертвования на деятельность организации.


Финансовые затраты на реализацию практики

из расчета на одного получателя услуги в год (в том числе собственные и привлеченные) Все затраты на реализацию проекта были покрыты за счет волонтерской работы и спонсорской помощи. Реальные затраты на проект (печать фотографий и каталога выставки, оплата расходов, связанных с организацией торжественного открытия) составили порядка 70 тыс. рублей, но все их взяли на себя партнеры проекта. Аренда фотостудии, работа фотографа и дизайнера были бесплатными.

Возможности и перспективы распространения реализуемой практики

Проект может быть распространен в других регионах и при необходимости в нем можно изменять многие параметры: число и статус персон-участников проекта (например, пожилые, дети-сироты, многодетные семьи), целевую аудиторию (те, на кого рассчитана данная выставка), актуальное назначение проекта.
В целом идея использования фотографий для привлечения внимания общества к какой-либо проблеме весьма востребована и может модифицироваться под конкретную ситуацию любым образом.
Также можно избрать другой способ подачи информации: не фотография, а рисунок, аудиозапись, видеосюжет и т.п.


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

1. Тщательно составьте список персон, к которым вы хотели бы обратиться с просьбой принять участие в проекте. Лучше пусть их будет меньше, чем больше, чем нужно.
2. Не забудьте взять согласие на фотосъемку и использование фотографий, особенно если речь о детях.
3. Продумайте концепцию съемок заранее. По вдохновению на съемочной площадке редко выдумывается что-то хорошее.
4. Собирайте комментарии участников проекта, ведите закадровую съемку. Потом все это можно будет использовать как информационное наполнение проекта, для его раскрутки и создания позитивного информационного фона.
5. Создавайте и укрепляйте доброжелательные отношения со всеми участниками проекта. Совместная деятельность объединяет, и это правильно.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Формы поддержки для реализации практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
[/su_private]