Меню Закрыть

«Правильный выбор»

Краткое описание

Профилактика социально-негативных явлений среди подростков и молодежи за счет организации и реализации программы тренингов, направленных на профилактику социальной дезадаптации, формирование жизненных навыков


Организация, реализующая практику

Автономная некоммерческая организация “Центр поддержки и развития детей и молодежи “НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ”

Проблема, на решение которой направлена практика

По состоянию на 2012 г. в Казани зарегистрировано 6369 чел. наркопотребителей (что составляет 1/3 по Республике Татарстан). По итогам первого квартала 2012 года на учете в городском наркологическом диспансере состояло 3641 человек с диагнозом «наркомания» (на 5,1% больше аналогичного периода 2011 года), еще 2728 человек состояло на профилактическом учете. 328 казанцам поставлен первичный диагноз «синдром зависимости от наркотических веществ», 68 признаны больными наркоманией, еще 260 лиц поставлены на профилактический учет .
Таким образом, полагаем, что состояние здоровья подрастающего поколения, образ жизни молодёжи – важнейший показатель благополучия общества, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее. Только здоровая, активная личность может качественно усвоить знания, максимально полно их реализовать и эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.


Территория, на которой реализовывалась практика

Республика Татарстан

Цель и задачи практики (проекта)

Цель проекта – организация и реализация мероприятий, направленных на профилактику зависимого поведения среди учащихся сменных общеобразовательных школ города Казани в течение 2013 г.
Задачи:
1. Обучение навыкам ответственного отношения к собственному здоровью, посредством привлечения специалистов, работающих по проблемам зависимого поведения;
2. Проведение цикла тренингов по профилактике зависимого поведения;
3. Организация экскурсий в культурно-досуговые центры города Казани;
4. Вовлечение целевой группы в волонтерскую деятельность.


Преимущества и новизна данной практики

По изученному нами опыту деятельность, направленная на профилактику зависимого поведения в вечерних школах, ведется не достаточно активно, как того требует сложившаяся ситуация в стране и не приносит эффективных результатов. Это можно объяснить и сложностью работы с данным контингентом. Основную часть контингента учащихся вечерних (сменных) общеобразовательных школ сегодня составляют социально и профессионально никак не определившиеся подростки с явно выраженным негативным опытом обучения в дневных общеобразовательных учреждениях, с общей педагогической запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к школе, учителям и учебной деятельности в целом. Более взрослую часть контингента составляют учащиеся с большим перерывом в учебной деятельности, сопровождающимся, как правило, весьма ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности. Вечерняя школа дает возможность получить образование учащимся с низким материальным положением, имеющим проблемы со здоровьем, беременным молодым женщинам и воспитывающим малолетних детей.


Технологии и механизмы реализации практики

Формами работы с целевой группой проекта были: Тренинг «Взрослые шаги», используемый в ОСОШ №13 и ОСОШ №7). Тренинги, используемый в рамках программы, включали в себя различные компоненты и формы работы (малые группы, дискуссии, ролевые игры, рисунки, беседы и пр.) Необходимо отметить, что именно такие формы являются более интересными и легко воспринимаемыми среди детей и подростков, использование которых, позволяет достичь положительной динамики и откликов от участников тренинга


Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики

Полученные результаты проекта превышают прогнозируемые (запланирован охват 50 чел, охвачено – 274 подростка). Эффективность проекта на наш взгляд в первую очередь обусловлена налаженному взаимодействию с Администрацией школ ОСОШ №7 и ОСОШ№13 г. Казани. Стабильность групп, охваченных деятельностью по проекту, подтверждает заинтересованность и желание подростков сотрудничать со специалистами Центра. Положительное влияние проекта выражается в научении детей и подростков правильному использованию своего свободного времени, посредством организации групповых форм работ на территории проекта, знакомства детей с организациями и учреждениями города, где они могут проводить досуг (например, подростковые клубы города), а также с помощью организации экскурсий с детьми в культурные и исторические учреждения города и Республики Татарстан. Посредством организации указанных мероприятий, дети знакомятся с ресурсами и возможностями города, что позволяет им сменить свой образ жизни с рискового на безопасный.
Количество участников программы составило 274 человека, со следующим распределением по месяцам: сентябрь – 62 чел, октябрь – 75 чел, ноябрь – 78 чел, декабрь – 59 чел. Возраст участников программы составил: 90% -в возрасте от 15-17; 10% – в возрасте от 18-19 лет. Гендерное распределение участников проекта представлено: 10% – девочки, 90% – мальчики. Всего было проведено 21 тренинг с учащимися школ. В организации содержательного досуга (экскурсии, выезды в музеи, театры) – приняли участие 15 детей и подростков. Среди целевой группы проекта было распространено 132 информационно-раздаточного материала, различной направленности, было проведено 244 социально-просветительских консультаций. Организовывались чаепития с подростками, в которых приняли участие 170 детей. В рамках проведения профилактического тренинга посвященного Международному дню борьбы со СПИД, подросткам были предоставлены также средства профилактики – презервативы. Пятерым участникам проекта была предоставлена гуманитарная помощь в виде выдачи санитарно-гигиенических предметов.
Социальное положение всех участников проекта характеризуется как неблагополучное: в основном это подростки из семей в трудной жизненной ситуации (каждый клиент проекта); все подростки, состоят на учете КДН/ПДН, имеют условную осужденность.
Каждый клиент проекта имеет неорганизованный досуг, вследствие чего много времени проводит на улице, не зная чем себя занять, что увеличивает риск вовлечения детей в противоправную деятельность (попадание в уличные тусовки, где они под давлением старших вовлекаются в незаконные действия).


Финансовые затраты на реализацию практики

из расчета на одного получателя услуги в год (в том числе собственные и привлеченные) Сумма гранта – 50 000 руб. Собственные - 30 000 руб.

Формы поддержки, полученной при реализации практики

Проект реализовывался в партнерстве Комитета по делам детей и молодежи Исполнительного Комитета г. Казани.


Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики

Спасибо вам, что уделяли нам внимание. Все было отлично. Вы к нам хорошо относились. Было очень весело. Никогда не скучали. Всегда было о чем поговорить. Очень жалко что мы больше не сможем так посидеть, поговорить. К вам после уроков мы просто рвались, возможно даже ради вас и в школу приходили. Вы были к нам очень внимательны, никогда никого не оставляли без внимания. Игры веселые были:) спасиииибо вам!:) Ольга, ученица 9 класса


Проблемы и сложности при реализации

На первых этапах реализации проекта наблюдалась сложность в формировании постоянной группы участников. Однако через определенное количество встреч, сформировалась группа детей, которая была заинтересована в прохождении тренинга. Кроме того, что ребята из параллельных классов познакомились и стали взаимодействовать друг с другом, нашли общие интересы и темы для бесед, положительные результаты тренинга в том, что ребята стали проявлять лидерские качества и сами решали организационные моменты (подготавливали кабинет к приходу педагогов).
Если при первой встрече ребята были закрыты и даже немного агрессивно настроены, то во время последующих встреч педагогам удалось создать доверительную атмосферу, благодаря которой ученики делились историями из жизни и личными переживаниями.


Возможности и перспективы распространения реализуемой практики

На сегодняшний день данная технология работы продолжает свою реализацию в г. Казани. К практике присоединилась еще одна школа – ОСОШ №24 (Советского района). В перспективах организации поддержание и развитие данного направления работы в школах


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Трудные подростки – достаточна нелегкая категория, с которой приходится работать. Наш совет – главное не отчаиваться и сдаваться, со временем, вам удастся пробить «холодную стену» и вы увидите, как богат их внутренний мир этих детей. И всегда помните, что для них вы можете стать первым взрослым человеком, который проявил к нему интерес и уважение…


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
[/su_private]