Меню Закрыть

Центр поддержки семей с особыми детьми «Дорогою добра»

Краткое описание

Создание Центра поддержки семей с особыми детьми для оказания педагогической, психологической, социальной и информационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семьям на территории Кировской области. Центр поддержки семей с особыми детьми «Дорогою добра» – дополнительный, значимый ресурс в усилении работы государственных медицинских, социальных и образовательных структур Кировской области по направлениям профилактики социального сиротства, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также реализации прав на образование, реабилитацию и достойную жизнь людей с особенностями развития в обществе.


Организация, реализующая практику

Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов “Дорогою добра” Кировской области

Проблема, на решение которой направлена практика

В Кировской области проживает около 4000 семей, в которых воспитывается более 4 тыс. детей-инвалидов.

Одной из наиболее сложных проблем кировских семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является социальная изоляция, причины которой – социальные барьеры в обществе, психологическое состояние родителей, незнание возможных способов помощи своему ребенку, отсутствие комплексной ранней информационной, психологической, социальной и педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями в развитии.

Мероприятия, направленные на помощь особому ребенку разрозненны, находятся в разных ведомствах, помощь не оказывается в полной мере или оказывается формально, мероприятия носят эпизодический (курсовой) характер и потому неэффективны.

Получение психолого-педагогической помощи в г.Кирове в настоящее время ограничено возрастом ребенка, его диагнозом, достатком родителей. Некоторые группы детей с ОВЗ (дети с редкими генетическими аномалиями, с ранним детским аутизмом, множественными поражениями) практически лишены квалифицированной психолого-педагогической и социальной помощи.

Основной целью данного проекта было создание Центра, который будет оказывать комплексную информационную, педагогическую, психологическую и социальную помощь, детям с различными особенностями развития: интеллектуальными, эмоционально-волевыми, речевыми, двигательными, сложными сочетанными нарушениями без ограничений по возрасту, что станет значительным шагом в успешной абилитации/реабилитации детей с ОВЗ и их социальной адаптации.

При условии комплексного сопровождения, дети с ОВЗ в полной мере реализуют свой потенциал, получают образование, становятся полноправными членами общества.

Практика подобных центров лечебной педагогики, абилитации и адаптации детей с инвалидностью существует уже в большинстве городов России, многие из этих центров были созданы общественными организациями родителей детей-инвалидов при поддержке местных органов самоуправления, специалистов, работающих с особыми детьми и организаций-попечителей. Некоторые из этих центров: Российская благотворительная общественная организация “Центр лечебной педагогики” г.Москва, Автономная некоммерческая организация “Новгородский детский центр” г.Великий Новгород, Региональная общественная организация «Красноярский центр лечебной педагогики» г.Красноярск, Автономная некоммерческая организация Адаптационно-педагогический центр «Прибалтийский талисман», г.Иркутск, Некоммерческая автономная организация «Социально-педагогический центр реабилитации детей-инвалидов» г.Екатеринбург, Некоммерческое партнерство Служба лечебной педагогики «Томский ковчег» г.Томск, Центр лечебной педагогики и диффиренцированного обучения г.Псков и многие другие. Центры лечебной педагогики оказывают неоценимое содействие государственным органам помощи семье в интеграции в обществе детей и молодых людей с ОВЗ.


Территория, на которой реализовывалась практика

Кировская область

Цель и задачи практики (проекта)

1. Сформировать рабочую группу из сотрудников РООРДИ «Дорогою добра» и организаций-партнеров, подготовить материально-техническую базу для проведения комплекса мероприятий Проекта, привлечь волонтеров. Организовать информирование семей с особым ребенком о возможности получения комплексной помощи.

2. Организовать комплекс семинаров и консультаций для повышения уровня образования специалистов и родителей в области специальной (коррекционной) педагогики и психологии.

3. Организовать комплекс развивающих занятий, направленных на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, речи и навыков общения для детей с тяжелыми множественными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, аутизмом, недоразвитием речи.

4. Расширить социальные контакты для семей с особыми детьми, организовать совместные мероприятия для семей со здоровыми детьми и с детьми-инвалидами. Способствовать формированию у общества спокойного адекватного отношения к людям с инвалидностью.

5. Проанализировать эффективность мероприятий Проекта и охват благополучателей. Продолжить оказание помощи семьям с особыми детьми. Провести благотворительные акции по привлечению средств, для дальнейшей реализации Проекта.


Преимущества и новизна данной практики

• Доступность для всех семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью без ограничений по возрасту и диагнозу ребенка.

• Принцип семейной центрированности (комплексная работа специалистов не только с ребенком, а со всей семьей).

• Индивидуальный личностный подход к каждому ребенку (не исправляем диагноз, а развиваем личность, индивидуальные способности).

• Использование современных инновационных методик в области коррекционной педагогики (логопедическая ритмика, АВА, DIR/Floortime «Время на полу», Нумикон и др.).

• Проведение инклюзивных мероприятий (совместные мероприятия для здоровых детей и детей с ОВЗ).

• Социальная адаптация детей с ОВЗ, подготовка к посещению инклюзивных образовательных учреждений.

Детям с нарушениями развития необходимо учиться! Чем тяжелее состояние ребенка, тем больше ему необходимо учиться и развиваться. Регулярные занятия с педагогами и психологами нередко оказываются эффективнее лекарств. Основные принципы социальной адаптации особого ребенка: согласованная работа команды специалистов (педагогов и психологов) и семейная центрированность (поддержка всей семьи, воспитывающей особого ребенка). Такая помощь ребенку гораздо действеннее работы отдельных специалистов.

В Центре работают комплексно, в первую очередь с ребенком и его родителями, а не с диагнозом, помогают максимально реализовать свой внутренний потенциал cтать самостоятельным и найти свою дорогу в жизни. А это значит радоваться общению со сверстниками и взрослыми, ходить в детский сад и школу, получить интересную профессию, а не провести всю жизнь взаперти дома или в интернате.


Технологии и механизмы реализации практики

1.Комплексная психолого-педагогическая и информационная помощь семьям: проведение для детей с ОВЗ развивающих, коррекционных и абилитационных занятий, индивидуальное консультирование семей с особым ребенком специалистами, проведение семинаров для родителей.

2.Проведение обучающих семинаров и стажировок для специалистов Кировской области, оказывающих психолого-педагогическую и социальную помощь детям с инвалидностью.

3.Организация совместных мероприятий для семей со здоровыми детьми и семей с детьми с ОВЗ.

4.Мероприятия, направленные на формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ в обществе.

5.Фандрайзинговые мероприятия.

Не менее 100 специалистов (педагогов, психологов и социальных работников) и 100 родителей из г.Кирова и Кировской обрасти приняли участие в семинарах по улучшению качества психолого-педагогической и социальной помощи семье особого ребенка.

Около сотни семей с особыми детьми получили и получают консультативную помощь одного или нескольких специалистов. Проводятся консультации логопеда, 40 консультаций дефектолога, 40 консультаций специального психолога.

Не менее 50 детей с интеллектуальной недостаточностью, аутизмом, недоразвитием речи, тяжелыми множественными нарушениями регулярно посещают развивающие занятия (от 1 до 4 раз в неделю).

Проводятся групповые занятия по логоритмике, музыке, танцам; подгрупповые занятия с логопедом по стимуляции речи, с дефектологом по программе Нумикон, индивидуальные занятия с дефектологом, с педагогом по программам АВА и DIR/Floortime «Время на полу»,
Для семей со здоровыми детьми и семей с особыми детьми проводятся совместные семейные мероприятия.

Была проведена фотовыставка «Особый кадр» не менее чем на 5 площадках г.Кирова.

– У семей с детьми с инвалидностью появились возможности получать информационную и психолого-педагогическую помощь, знания для самостоятельных занятий со своими детьми, а также возможности общаться друг с другом и обмениваться опытом.

– Появление возможности у детей с тяжелыми множественными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, аутизмом, недоразвитием речи получать психолого-педагогическую помощь, развиваться, обучаться и общаться в детском коллективе.

– Повышение квалификации специалистов (психологов, педагогов, социальных работников) и студентов-волонтеров, работающих с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития, улучшение качества помощи таким семьям.

– Создание условий для социальной адаптации семей с особыми детьми, расширение социальных контактов.

– Формирование у семей со здоровыми детьми толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.


Формы поддержки, полученной при реализации практики

Субсидия из областного бюджета, софинансирование проекта за счет собственных средств.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
  • Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику
[/su_private]