Меню Закрыть

«Молодежный социальный инкубатор»

Краткое описание

Определение лучших молодежных социальных, культурных и иных общественно полезных для местного сообщества инициатив и их инкубирование.


Организация, реализующая практику

Некоммерческая организация “Фонд “Вятский бизнес-инкубатор”

Проблема, на решение которой направлена практика

Опыт работы в организациях третьего сектора свидетельствует о том, что эффективность социального партнерства некоммерческих организаций с властными структурами и бизнесом во многом зависит от уровня развития самих НКО.

НКО и неформальным объединениям (особенно «юным» и молодежным) не хватает информации, знаний, опыта, налаженных межсекторных и внутрисекторных связей, других материальных и нематериальных ресурсов. Все это накладывает отпечаток на выбор форм работы, стиля поведения, принципов организационного строения третьего сектора.

Разделение власти на государственную и местную предполагает существенно более высокую степень вовлеченности общества в систему управления именно на местном уровне. Практическая же реализация прав молодежи на участие в местном самоуправлении возможна лишь через НКО.

Но, как показывает опыт, единичные (пусть и самые сильные) организации не в состоянии решать основную массу вопросов взаимодействия с властью и защиты интересов граждан.

Особняком здесь стоят моногорода, в местных сообществах которых очень важно существенно улучшить климат для функционирования молодежного некоммерческого сектора, расширить возможности грантового и конкурсного финансирования, создать условия для включения молодежных НКО в число финансируемых государством провайдеров социальных услуг, апробировать и продвигать технологии общественной экспертизы в решении социальных проблем. Необходимо изучить и тиражировать имеющиеся эффективные территориальные модели кооперации власти и молодежных структур, наладить горизонтальные связи между НКО, работающими над решением социальных проблем местных молодежных сообществ.

Взаимодействие в рамках проекта партнерских НКО подвигло нас к созданию молодежного социального инкубатора, который призван объединить человеческие и материальные ресурсы для повышения возможности молодежи выражать свои интересы, создать в регионе своеобразную НКО-площадку для развития института филантропии, местного самоуправления и укрепления позиций фондов местных сообществ и молодежных банков в регионах проекта.

В Кирово-Чепецке, да и в Кировской области в целом, некоммерческие организации до недавнего времени были вдалеке от общероссийских процессов формирования третьего сектора и жили, как говорится, «как бог на душу положит». Организациям не хватало информации, знаний, опыта, налаженных межсекторных и внутрисекторных связей, других материальных и нематериальных ресурсов. Все это наложило отпечаток на выбор форм работы, стиля поведения, принципов организационного строения НКО. Единичные примеры «продвинутых» организаций ситуации не меняли в силу отсутствия интереса в тиражировании собственного опыта. Не имея перед глазами иных примеров, молодежные НКО зачастую копировали стиль и опыт работы бюджетных структур социальной сферы, безусловно, нужный и полезный, но не учитывающий всей гаммы возможностей некоммерческих организаций и инициативных групп. В городе не существовало ресурсного центра НКО, да и в области он существовал лишь на бумаге…

Ситуация начала меняться в 2006 году, когда функции неформальных лидеров НКО взяли на себя НО “Фонд “Вятский бизнес-инкубатор” и НОФ СПО “Техникум народного хозяйства”. Для представителей НКО была проведена серия обучающих семинаров и тренингов, началась интеграция местных НКО в областной и общероссийский процесс становления третьего сектора и были проведены первые социологические исследования некоммерческого сектора. Получив пищу для размышлений, существующие в городе и районе НКО и инициативные молодежные группы стали по новому относиться к самим себе, к социально-ориентированной деятельности. Новые знания и подходы начали приносить реальные плоды в виде удачно проведенных акций.

Следующим этапом стало запланированное проектом-победителем первого Конкурса Общественной палаты РФ создание в городе Кирово-Чепецке благотворительного фонда местного сообщества “Двуречье”. БФМС “Двуречье” стал первым фондом местного сообщества в Кировской области.

Неформальный некоммерческий холдинг начал процесс объединения человеческих и материальных ресурсов Кирово-Чепецка для повышения возможности граждан выражать свои интересы. В гражданском секторе города положено начало интеграционным процессам, которые должны привести к тому, что на территории муниципального образования появятся не просто отдельные люди, заинтересованные в его развитии, но и их объединения, способные цивилизованно отстаивать интересы населения и, главное, принимающие непосредственное участие в решении тех или иных конкретных социальных проблем территории.

Аккумулируя средства и применяя конкурсный механизм, начата поддержка лучших общественных объединений и инициативных групп граждан. Но культура партнерства еще только складывается. Процесс этот непростой: уметь понять и принять другое мнение порой нелегко, а признать на равных участника альянса, у которого меньше опыта или ресурсов, еще труднее.

Организации учатся договариваться и работать вместе, уважая интересы друг друга. Эта новая культура взаимодействия, в которой находят свое место и чиновники, и бизнесмены, и «простые» граждане, уже доказала свою жизнеспособность – об этом свидетельствуют первые результаты нашей работы. Тем более, что в мире все больше сторонников приобретает позиция, что ни один из секторов, будь то государство, бизнес или гражданское общество – не способен самостоятельно решить все существующие проблемы общества.

Все, в основном, согласны, что необходимо сотрудничество. Назрел новый этап в развитии отношений между тремя секторами. В зависимости от экономических и социальных условий конкретной территории строится своя модель социального партнерства.

Нужно попытаться занять уникальное место в цепочке “государство – бизнес – общество” на уровне отдельно взятого моногорода Кирово-Чепецка и отвечать на конкретный спрос со стороны городского сообщества на профессиональный и квалифицированный сервис по поддержке социальных и других общественно-полезных инициатив. Нужно осуществить ту самую связь между деньгами и идеями, которая позволяет тем, кому нужны деньги, не унижаться, а защищать собственные проекты, демонстрируя свои конкурентные преимущества; тем же, кто хочет помочь сообществу, в котором они живут, жертвовать деньги открыто, осмысленно, не опасаясь, что завтра у двери выстроится длинная очередь из просителей.


Территория, на которой реализовывалась практика

Кировская область

Цель и задачи практики (проекта)

– совершенствование механизмов вовлечения молодежи в анализ социальных вопросов и формирование социальной политики в рамках местного сообщества.

– развитие профессиональных ассоциаций молодых руководителей и специалистов некоммерческих организаций (юристов, бухгалтеров, менеджеров и других специалистов), направленное на укрепление профессионализма некоммерческого сектора и обеспечение структурной поддержки рынка труда.

– содействие конструктивному диалогу между молодежным сообществом и властью посредством формирования рабочих групп с участием представителей органов власти и организаций гражданского общества на региональном и федеральном уровнях.
Миссия молодежного социального инкубатора – апробирование эффективной модели взаимодействия НКО и граждан, создания и развития форм диалога с властью в решении социальных проблем общества для молодежи и с участием молодежи.

Создаваемый в рамках проекта молодежный социальный инкубатор призван объединить человеческие и материальные ресурсы для повышения возможности молодых граждан выражать свои интересы. Молодежный социальный инкубатор будет аккумулировать ресурсы участников проекта для работы по следующим направлениям проекта:

– привлечение молодежи к спорту и туризму, популяризация здорового образа жизни;

– обучение навыкам и знаниям для профессионального и личностного роста молодежи;

– активное включение молодежи в социальные проекты и программы, помогающие решить проблемы, актуальные для города и региона (например, работа с детьми группы риска, вовлечение в деятельность большого количества подростков и молодежи и пр.);

– формирование гражданской позиции молодежи (например, создание и координация деятельности дискуссионного клуба; выпуск молодежного издания (газеты, листка), затрагивающего актуальные для молодежи проблемы; деятельность молодежного парламента и т.д.).


Преимущества и новизна данной практики

– молодежные социально ответственные некоммерческие и общественные организации гражданского общества объединяются для решения актуальных социальных проблем местного сообщества;

– тематические альянсы третьего сектора в партнерстве с профессиональными исследователями выявляют социальные проблемы в своем тематическом направлении;

– появляется новый общественный институт социальных аниматоров;

– появляется большая прозрачность процесса анализа и формирования региональной и городской социальной политики;

– повышается эффективность институтов социальной сферы;

– создаются устойчивые механизмы сетевого взаимодействия для разработки стратегии влияния на социальную и молодежную политику.


Технологии и механизмы реализации практики

Созданы:

1. Центр социальной политики:
– подпрограмма “Информационно-аналитический центр молодежной политики”;
– подпрограмма “Отработка конкурсных механизмов в социальной сфере”;
– подпрограмма “Центр разрешения конфликтов “Медиатор”.

2. Центр местного сообщества:
– подпрограмма “Центр добровольческих инициатив”;
– подпрограмма “Создание условий для социального партнерства и привлечения социальных инвестиций”;
– подпрограмма “Развитие молодежной филантропии”.

3. Центр инноваций:
– подпрограмма “Центр инноваций молодежных социально-направленных НКО”;
– подпрограмма “Центр коммерциализации социальных технологий”;
– подпрограмма “Отработка внедрения импортозамещающих технологий в моногородах”.
В рамках проекта идет формирование проектной культуры в работе молодежных СОНКО и общественных объединений. Осуществлено содействие в реализации проектов, программ и мероприятий, направленных на решение проблем местных сообществ как на уровне моногородов, так и на уровне регионов проекта.

В гражданском секторе положено начало интеграционным процессам: осуществляются информационные обмены, происходит координация действий отдельных НКО, создаются их профильные объединения.

Эти позитивные процессы должны привести к тому, что на территориях муниципальных образований появятся не просто отдельные люди, заинтересованные в их развитии, но и их объединения, способные цивилизованно отстаивать интересы населения и, главное, принимающие непосредственное участие в решении тех или иных конкретных социальных проблем территории. Эти объединения станут мощным фактором формирования общественного мнения и обеспечат проведение по-настоящему демократичных выборов в местные органы самоуправления и общественный контроль за деятельностью избранных и должностных лиц.

В рамках проекта проведено большое количество целевых конкурсов, семинаров, тренингов, конференций и общественных дискуссий.

В результате реализации проекта найдены и закреплены действенные механизмы участия молодежной общественности в принятии решений по формированию социальной политики, в том числе в сфере нормативного обеспечения реформ, направленных на улучшение качества жизни жителей регионов проекта.

Молодежный социальный инкубатор по результатам проекта начал процесс объединения человеческих и материальных ресурсов для повышения возможности молодых жителей регионов проекта выражать свои интересы.


Формы поддержки, полученной при реализации практики

Субсидия областного Правительства, собственные средства, средства партнерских коммерческих организаций, средства партнерских некоммерческих организаций, средства грантов и благотворительных пожертвований фондов местных сообществ.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
  • Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику
[/su_private]