Меню Закрыть

Возможность быть вместе – комплексная программа по раннему сопровождению семей с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Краткое описание

Возможность быть вместе – комплексная программа по раннему сопровождению семей с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.


Организация, реализующая практику

Городская общественная организация инвалидов “Общество “ДАУН СИНДРОМ”

Проблема, на решение которой направлена практика

Уже не первый год на фоне успехов в медицине в Новосибирской области с каждым годом растёт число детей, имеющих те или иные отклонения в развитии и нуждающихся в специальной психолого-медико-педагогической помощи и реабилитации. В структуре первичной детской инвалидности по-прежнему первое место занимают врождённые пороки развития и генетические аномалии, органические поражения нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения. К большому сожалению, среди нарушений в развитии у детей увеличивается количество нарушений, имеющих сочетанный (отягощённый) или множественный характер и, как правило, эти нарушения бывают врождёнными. То есть дети с такими нарушениями и их семьи требуют своевременной специализированной поддержки, среди которой система услуг ранней помощи занимает приоритетный характер. По статистике, более 60% детей с множественными нарушениями в развитии не охвачены регулярными реабилитационными мероприятиями либо эти мероприятия носят только медицинский характер. А система услуг ранней помощи предполагает всестороннюю поддержку семье через нормализацию её жизни, создание в семье оптимальных условий для развития ребёнка, включение в повседневную жизнь семьи мероприятий коррекционно-развивающей направленности, обучение родителей методам ухода, воспитания и развития детей.


Территория, на которой реализовывалась практика

Новосибирская область

Цель и задачи практики (проекта)

Цели программы:

  1. Обеспечить комплексное раннее сопровождение семей с детьми с множественными нарушениями развития путём включения их в программы ранней помощи.
  2. Содействовать максимальной адаптации семей с детьми с множественными нарушениями развития в обществе, обеспечить преемственность их сопровождения в учреждениях социального обслуживания, здравоохранения и образования.

Задачи программы:

  1. Оказать раннюю психологическую помощь и поддержку семьям с детьми с множественными нарушениями развития раннего возраста, способствующую профилактике отказов от детей и сохранению детей в кровных семьях.
  2. Осуществить пролонгированное психологическое сопровождение семьёй с детьми с множественными нарушениями развития раннего возраста для сохранения их психического здоровья и организацию ранних детско-родительских отношений.
  3. Оказать психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую помощь детям с множественными нарушениями развития раннего возраста для содействия их оптимальному развитию, в том числе с использованием инновационных технологий (метод сенсорной интеграции Айрес, метод базальной стимуляции, элементы методик Бобат, Перфетти, методик КИТ и пр.)
  4. Оказать информационно-методическую и образовательную поддержку семьям с детьми с множественными нарушениями развития раннего возраста с целью повышения их родительской компетентности.

5. Обобщить опыт комплексного раннего сопровождения семей с детьми с     множественными нарушениями развития, в том числе и по использованию инновационных реабилитационных технологий, и транслировать его в учреждения социального обслуживания здравоохранения и образования Новосибирской области.


Преимущества и новизна данной практики

В ходе реализации программы были достигнуты многие ожидаемые результаты, установленные в программе. Программа позволила создать условия для оказания ранней комплексной помощи детям с множественными нарушениями в развитии с целью максимального раскрытия их реабилитационного потенциала, успешной интеграции в общество и повышения социального статуса.

Программа позволила создать условия для поддержки родителей, повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития ребёнка с множественными нарушениями, повышения уровня и качества жизни семей. Наблюдая за игрой и развитием детей целевой группы, можно отметить включенность родителей в процесс развития детей. Дети стали более активно взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, это говорит о том, что родители выполняют рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей. Включены в процесс нормализации жизни своих детей.

Трансляция опыта программы дала возможность для дальнейшего развития системы услуг ранней помощи на территории Новосибирской области, в которую будут включены и услуги ранней помощи детям с множественными, тяжёлыми и сочетанными нарушениями в развитии.

Работа в данном направлении является актуальной на сегодняшний день. Дети, прошедшие этап ранней коррекции в дальнейшем будут нуждаться в меньшем количестве реабилитационных услуг. Это значительно повысит их уровень познавательных способностей, которые позволят в дальнейшем получить образование и работу.

 


Технологии и механизмы реализации практики

I этап – подготовительный

  1. Закрепление внутренних и внешних процедур взаимодействия в рамках программы.
  2. Подбор специалистов программы, определение функциональных обязанностей, заключение договоров гражданско-правового характера.
  3. Разработка внутренней документации программы согласно количественным и качественным показателям и критериям программы (документация административного персонала программы (регламентирующая, информационная, отчётная), документация специалистов программы (диагностическая, семейно-индивидуальная, отчётная)).
  4. Подбор и приобретение оборудования для реализации программы.
  5. Повышение квалификации специалистов.

II этап – реализационный

Этап включает следующие мероприятия:

  1. Набор целевой группы.
  2. Проведение диагностических процедур, включающих оценку актуального уровня развития детей, оценку функциональных ограничений у детей, оценку потребностей семьи в целом.
  3. Составление Индивидуальных программ помощи и поддержки детям и их семьям.

Формы практической работы с семьями:

– первичная психологическая консультации;

– психологическое сопровождение;

– домашний визит;

– онлайн-консультирование по вопросам формирования ранних детско-родительских отношений;

– информационно-методическая поддержка (предоставление комплекта методических материалов для развития детей и онлайн-поддержка посредством сайта, родительский форум и форум специалистов сайта);

– проведение коррекционно-развивающих индивидуальных занятий для детей со специалистами: психологом, дефектологом, логопедом, кинезиотерапевтом;

– проведение группой работы с родителями в виде выездных психологических тренингов (тематика тренингов: «Эффективное общение с ребёнком», «Формирование родительской компетентности посредством понимания потенциала развивающего пространства»);

– промежуточная диагностика.

III этап – обобщающий

Обобщение результатов программной деятельности, их тиражирование и трансляция:

  • выпуск методического фильма по организации комплексной ранней помощи детям с множественными нарушениями в развитии, их семьям, а также информация об итогах проекта.
  • мастер-классы для специалистов учреждений реабилитации по теме «Инновационные методики реабилитации детей с множественными нарушениями в развитии раннего возраста»;
  • межрегиональная научно-практической конференции «Ранняя помощь детям с множественными нарушениями в развитии. Современные методы реабилитации».

Формы поддержки, полученной при реализации практики

Проект реализовывался в рамках субсидий за счёт средств областного бюджета Новосибирской области с учётом субсидий из федерального бюджета 817475,00 рублей.


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

В отношении детей:

  • по каждому ребёнку отмечается динамика в нескольких сферах развития (моторный контроль, познавательная сфера, подражание, общение, личностно-социальное развитие, социальное взаимодействие;
  • дети активно проявляют двигательную, познавательную, речевую активность, исследуют окружающую среду;
  • инициируют и поддерживают социальное взаимодействие, выстраивают отношения с другими детьми и взрослыми.

В отношении родителей:

Родители понимают сильные стороны детей, их способности, особые потребности:

  • понимают особенности развития ребёнка, необходимость развития навыков и способностей;
  • знают об особенностях воспитания, о выстраивании конструктивных детско-родительских отношениях;
  • обучены методам ухода, в повседневной жизни применяют мероприятия коррекционно-развивающей направленности.

[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
[/su_private]