Меню Закрыть

Центр постинтернатного сопровождения

Краткое описание

Проблема адаптации сирот к самостоятельной жизни вне стен детского дома остается одной из самых насущных для социальной сферы современного российского общества. Целью проекта является повышение качества жизни целевой аудитории, то есть детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, посредством создания эффективной системы их социальной адаптации и социальной интеграции. Задачами проекта является формирование и развитие разнообразных навыков и личностных качеств участников проекта, необходимых для их успешной интеграции в общество: от повышения информированности в принципиально важных сферах жизни (право, здоровье, быт и т.п.) до формирования умения обеспечивать свои потребности, организовывать досуг, учебу, работу, семейную жизнь.


Организация, реализующая практику

Региональная общественная организация волонтёров Самарской области “Домик детства”

Проблема, на решение которой направлена практика

Ежегодно российские детские дома и школы-интернаты покидают тысячи сирот, которые выходят за порог казенных учреждений в большой мир, о котором они, увы, ничего не знают. На сегодняшний день в сфере сиротства сложилась парадоксальная ситуация: детские дома и интернаты уже забыли, что такое материальные проблемы. Дети одеты, сыты, с ними работают специалисты и волонтеры, заботясь не только об их реабилитации и развитии, но и о том, что бы у них были друзья. Но приходит время начинать самостоятельную жизнь, и тут оказывается, что все самое сложное – впереди.

В детском доме сироту кормили готовой едой, его одевали в готовую одежду. Сирота никогда самостоятельно не распоряжался деньгами, не совершал необходимых в быту покупок, он даже не знал, из чего приготовлен его борщ. Нужно где-то учиться, как-то искать работу, собирать какие-то документы. Нужно знать, куда идти, если поднялась температура, и к кому обратиться, если протекла крыша. Нужно знать, что за свет тоже платят – причем, чем чаще оставлять его включенным, тем больше сумма. И так далее, и тому подобное. Весь тот мир, который кажется для нас привычным, для вчерашнего воспитанника детдома – абсолютно чужая вселенная. Постаравшись представить это, начинаешь лучше понимать, откуда берется ужасающая статистика о том, что 90% сирот спиваются, попадают в тюрьму, занимаются проституцией, умирают.

На государственном уровне помощь сиротам оказывается до 23 лет, однако, как показывает реальный опыт сирот, эта помощь оказывается, увы, в недостаточном объеме и часто не в наиболее актуальных направлениях. Постинтернатное сопровождение это сфера, в которой практически не ведется работа со стороны общественных организаций, но при этом сфера крайне востребованная и непростая. Конечно, адаптационный центр не сможет заменить и даже компенсировать естественный процесс становления личности. Но все же социальные родители (специальный термин, который мы вводим для обозначения будущих специалистов центра) смогут сделать интеграцию в мир взрослых гораздо менее болезненной и более эффективной для сирот.


Территория, на которой реализовывалась практика

Самарская область

Цель и задачи практики (проекта)

Повышение качества жизни выпускников детских домов и интернатов посредством создания эффективной системы их социальной адаптации и социальной интеграции.

Задачи:

– развитие навыков самоорганизации в процессе учебы и досуга у выпускников детских домов и интернатов;

– стимулирование здорового образа жизни среди выпускников детских домов и интернатов;

– мотивационная и поведенческая корректировка;

– организация системы наставнической работы.

– формирование навыков бытового самообслуживания посредством организации бытовой подготовки;

– осуществление профориентации аудитории проекта посредством организации системы профессионального консультирования;

– развитие коммуникативных навыков и кругозора участников проекта посредством создание среды позитивного общения для участников проекта;

– повышение информированности о правах и обязанностях участников проекта путем организации системы правового просвещения и юридического консультирования;

– улучшение качества быта аудитории проекта посредством создания благоприятных условий для результативного решения жилищно-бытовых проблем и обеспечения материальной базы;

– улучшение качества жизни молодых родителей и молодых семей путем создания системы эффективной помощи таких семей;

– развитие волонтерской деятельности посредством включения в нее участников проекта.


Преимущества и новизна данной практики

Организуется комплексный подход и непрерывное сопровождение выпускников детских домов и интернатов, постоянный мониторинг их состояния. Конечно, адаптационный центр не сможет заменить и даже компенсировать естественный процесс становления личности. Но все же социальные родители (специальный термин, который мы вводим для обозначения будущих специалистов центра) смогут сделать интеграцию в мир взрослых гораздо менее болезненной и более эффективной для сирот.


Технологии и механизмы реализации практики

Практика реализуется в несколько этапов.

  1. Подготовительный: сбор информации о подопечном, предварительное ознакомление с биографией и рекомендациями относительно подопечного со стороны администрации учреждения, внесение в базу данных, проверка информации (в том числе осмотр состояния жилья, актуализация учебного процесса и т.п.), личное знакомство с подопечным, ознакомление подопечного с форматом работы (устное в форме презентации и персональное в форме знакомства с участниками, специалистами, волонтерами). Осуществляется на базе учреждения социального или образовательного типа, на базе ЦПС.
  2. Деятельностный этап: включение подопечного в работу по всем востребованным направлениям.

– развитие навыков самоорганизации – посредством организации образовательных мероприятий с привлечением репетиторов по востребованным дисциплинам, а также досуговых мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала воспитанников, их раскрепощение и самореализацию (с привлечением методов арт-терапии и игровой терапии);

– информационная работа – посредством организации просветительских мероприятий с привлечением специалистов по следующим направлениям: половое и семейное воспитание, основы юридической грамотности, вопросы гигиены и здоровья, права и обязанности гражданина, льготы и пособия, профессиональное консультирование и т.п.;

– стимулирование здорового образа жизни – посредством организации спортивных, туристических и подобных мероприятий;

– психологическая работа (мотивационная корректировка) – посредством организации психологических тренинговых мероприятий и индивидуальных консультаций с привлечением специалистов;

– создание среды позитивного общения – посредством формирования круга общения между сверстниками и наполнения его позитивным содержанием: чаепития, обмен впечатлениями от проведенных мероприятий, обсуждение значимых тем, общение с интересными гостями и т.п.;

– юридическое консультирование – посредством организации консультативных мероприятий с привлечением специалистов;

– помощь в решении жилищно-бытовых проблем (помощь в обеспечении материальной базы) – посредством обеспечения сопровождения данного процесса;

– организация форм досуга – посредством организации культурно-массовых мероприятий как на базе Центра (мастер-классы и т.п.), так и за его пределами (экскурсии, посещения театров, выставок и т.п.);

– организация системы репетиторства – посредством организации образовательных мероприятий с привлечением репетиторов по востребованным дисциплинам;

– поддержка молодых родителей и молодых семей – посредством организации разносторонних мероприятий, направленных на оказание материальной, профессиональной, сопроводительной и иных форм помощи;

– включение в волонтерскую деятельность – посредством предоставления участия в мероприятиях Организации.

Данный этап осуществляется на базе социальных или образовательных учреждений и на базе Центра постинтернатного сопровождения. Требуется частично привлечение кадровых ресурсов и материально-технических ресурсов.

3й этап постинтернатного сопровождения: после выпуска подопечного из учреждения переход к формату мониторинга с поддержкой самостоятельности. Осуществляется на базе Центра постинтернатного сопровождения, за счет ресурсов Организации.

4й Контрольный (мониторинговый) этап (длительность – до 12 месяцев): постепенный переход от полного включения в жизнь подопечного к формату мониторинга с поддержкой самостоятельности. Осуществляется на базе Центра постинтернатного сопровождения, за счет ресурсов Организации.


Формы поддержки, полученной при реализации практики

В основном Центр действует за счет частных пожертвований. В 2013 году проект получил разовую поддержку Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (в рамках конкурса социальных проектов СО НКО Самарской области).


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Для ведения непрерывной работы необходимы постоянные кадровые и материально-технические ресурсы.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
[/su_private]