Меню Закрыть

Мир звуков и пения

Краткое описание

Данный проект является этапом реализации программы «Профилактика социальной инвалидности детей, подростков и молодёжи с нарушением», которая является основным направлением деятельности СОБОО Ассоциация «Социальная защита детей-инвалидов» с 1991г. Занятия в «Музыкальном театре разговорной речи» позволяют детям с нарушением слуха проявить себя и показать свои способности и таланты не как инвалидов, а как обычных людей. Это способствует гармоничному развитию и формированию самодостаточной личности ребенка. В результате реализации проекта была отработана новая методика слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха – «Вокализация и интонированное звуковедение», которую можно внедрить в практику работы всех образовательных и реабилитационных учреждений, работающих с детьми с нарушениями слуха.


Организация, реализующая практику

Самарская областная благотворительная общественная организация Ассоциация «Социальная защита детей-инвалидов»

Проблема, на решение которой направлена практика

У молодежи с нарушениями слуха самым  труднопреодолимым  барьером  в  достойной  социальной реализации в жизни, выборе профессии и карьерном росте,  являются проблемы  слухоречевого общения  с окружающими,  психологическая неуверенность,  ощущение предвзятого отношения к себе окружающих (чувство непонятной своей неполноценности).

Боязнь насмешек  окружающих из-за своей неблагозвучной и  часто,  непонятной для собеседника,  речью  с дефектным произношением и неправильно построенной фразой, с нарушенным ритмом  и мелодикой,   и  плохо развитое    восприятие  речи на слух, заставляет  слабослышащих    искать  помощи   сурдопеводчика  при общении со слышащими в различных жизненных ситуациях, и  при обращении различные инстанции.

Это делает человека зависимым,   да и получить услугу сурдопереводчика очень сложно.

Решить эту проблему можно путем  внедрения в практику социальной реабилитации новой методики и формы комплексной социальной реабилитации,  которая сможет способствовать преодолению этой зависимости, преодолению психологического  и слухоречевого барьера социализации.

Общеизвестно, что музыка, некоторым специфическим образом, обогащает человека новыми впечатлениями,  корректирует активность психических процессов, развивает  инициативу,  и одновременно  помогает стимулировать речь.

Пение развивает дыхание, силу голоса, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос.

При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Это помогает  формированию благозвучной речи и  это можно использовать реабилитации детей с нарушением слуха.

Слух  и  музыкальный слух очень часто не коррелируются   у всех людей, не зависимо от состояния их слуха.  Поэтому у слабослышащих и даже глухих людей, как у всех, может быть достаточно хороший музыкальный слух.  У некоторых выявляются  и  хорошие вокальные данные. Это подтверждено нашим обследованием  группы (20) детей 7-9лет с различным уровнем нарушения  слуха.

Так как, развитием музыкального слуха у слабослышащих, практически, не занимаются, как не занимаются и  постановкой им голоса,  они  говорят  в том частотном диапазоне, в котором слышат. Поэтому у них глухая, не интонированная, монотонная речь, не смотря на то, что у некоторых есть не только  хорошие музыкальные данные, но красивый тембр голоса. В тоже время, если ввести занятия по вокалу в систему слухоречевой реабилитации детей, и даже у взрослых с нарушением слуха, можно  выработать благозвучную интонированную речь.


Территория, на которой реализовывалась практика

Самарская область

Цель и задачи практики (проекта)

Целью проекта является не только  создание  «Музыкального театра разговорной речи», как новой формы  слухоречевой,  социальной  и психологической  реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха  с одновременно созданием условий для более широкого развития их  творческих   способностей   и приобщению   к  искусству;  но, и создание и отработка  новой эффективной методики «Вокализация и интонированное звуковедение» для использования её в слухоречевой реабилитации всех детей с нарушениями слуха и речи.


Преимущества и новизна данной практики

Занятия  в «Музыкальном театре разговорной речи»   не только  важный фактор слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха,    но  и возможность  помочь им  сформировать  самодостаточную   личность   и разрушить, свойственный  для  большинства инвалидов по слуху, психологический  комплекс «неполноценности».

В  процессе занятий и выступлений   у детей с ограниченными возможностями здоровья  формируется  активная  жизненная  позиция, что затем  поможет  им достойно  интегрироваться   в  среду слышащих.

Занятия  пением поднимают детям настроение, развивают художественный вкус и творческие способности и способствуют  разрушению у них психологической неуверенности при слухоречевом общении со слышащими.


Технологии и механизмы реализации практики

Специалистами  были  подготовлены  программы для занятий по следующим направлениям:

–  слухоречевая  реабилитации молодежи  и  подростков  на  основе  «Верботональной методики», методики «Формирование  разговорной  речи с правильной  артикуляцией и вокализацией  звуков  и интонационным звуковедением для подростков и молодежи  с нарушениями  слуха»;

– хореографии (стимуляция движением и хореография в реабилитации детей с нарушением слуха),

– становления  сценической  речи и актёрское мастерство,

–  психологических  тренингов  общения,

– «театральные дисциплины»

Преподавателями факультета Коррекционной педагогики и факультета  Художественного образования ПГСГА  совместно со студентами были  обследованы музыкальный слух, речь,  вокальные данные слабослышащих детей в возрасте 7-16 лет коррекционной школы-интерната  для слабослышащих (160 человек). Из них отобраны две целевые группы слабослышащих детей (7-9 лет и 12-16 лет)  по 8-10человек, с учетом желания самих детей и при  согласии родителей.

Каждый ребенок  индивидуально занимается вокалом и  интонированным звуковедением дважды в неделю,  сценической речью и актёрским мастерством один раз в неделю, занятиями с сурдопедагогом дважды в неделю.

Для групповых занятий каждая группа будет разделена  на две подгруппы. В процессе занятий для психологических тренингов, ансамблей, подготовки спектакля группы объединяются.

Общие занятия проводятся по ансамблевому пению, хореографии, сценической речи, актерскому мастерству.

Для стимуляции  самореализации и творческой деятельности целевой группы были организованы  выступления  «Музыкального театра разговорной речи»  на  различных праздничных мероприятиях.


Формы поддержки, полученной при реализации практики

Субсидия Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (в рамках конкурса социальных проектов СО НКО 2013 года), пожертвования и собственные средства организации (оборудование, добровольный труд специалистов).


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Одним из значимых элементов  данной методики  является  использование вокала для  отработки благозвучной интонированной речи у слабослышащих.

Для эффективной реализации проекта требуется постоянное сотрудничество профильных учреждений и некоммерческих организаций.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
[/su_private]