Краткое описание
Данный проект является этапом реализации программы «Профилактика социальной инвалидности детей, подростков и молодёжи с нарушением», которая является основным направлением деятельности СОБОО Ассоциация «Социальная защита детей-инвалидов» с 1991г. Занятия в «Музыкальном театре разговорной речи» позволяют детям с нарушением слуха проявить себя и показать свои способности и таланты не как инвалидов, а как обычных людей. Это способствует гармоничному развитию и формированию самодостаточной личности ребенка. В результате реализации проекта была отработана новая методика слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха – «Вокализация и интонированное звуковедение», которую можно внедрить в практику работы всех образовательных и реабилитационных учреждений, работающих с детьми с нарушениями слуха.
Организация, реализующая практику
Самарская областная благотворительная общественная организация Ассоциация «Социальная защита детей-инвалидов»Проблема, на решение которой направлена практика
У молодежи с нарушениями слуха самым труднопреодолимым барьером в достойной социальной реализации в жизни, выборе профессии и карьерном росте, являются проблемы слухоречевого общения с окружающими, психологическая неуверенность, ощущение предвзятого отношения к себе окружающих (чувство непонятной своей неполноценности).
Боязнь насмешек окружающих из-за своей неблагозвучной и часто, непонятной для собеседника, речью с дефектным произношением и неправильно построенной фразой, с нарушенным ритмом и мелодикой, и плохо развитое восприятие речи на слух, заставляет слабослышащих искать помощи сурдопеводчика при общении со слышащими в различных жизненных ситуациях, и при обращении различные инстанции.
Это делает человека зависимым, да и получить услугу сурдопереводчика очень сложно.
Решить эту проблему можно путем внедрения в практику социальной реабилитации новой методики и формы комплексной социальной реабилитации, которая сможет способствовать преодолению этой зависимости, преодолению психологического и слухоречевого барьера социализации.
Общеизвестно, что музыка, некоторым специфическим образом, обогащает человека новыми впечатлениями, корректирует активность психических процессов, развивает инициативу, и одновременно помогает стимулировать речь.
Пение развивает дыхание, силу голоса, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос.
При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Это помогает формированию благозвучной речи и это можно использовать реабилитации детей с нарушением слуха.
Слух и музыкальный слух очень часто не коррелируются у всех людей, не зависимо от состояния их слуха. Поэтому у слабослышащих и даже глухих людей, как у всех, может быть достаточно хороший музыкальный слух. У некоторых выявляются и хорошие вокальные данные. Это подтверждено нашим обследованием группы (20) детей 7-9лет с различным уровнем нарушения слуха.
Так как, развитием музыкального слуха у слабослышащих, практически, не занимаются, как не занимаются и постановкой им голоса, они говорят в том частотном диапазоне, в котором слышат. Поэтому у них глухая, не интонированная, монотонная речь, не смотря на то, что у некоторых есть не только хорошие музыкальные данные, но красивый тембр голоса. В тоже время, если ввести занятия по вокалу в систему слухоречевой реабилитации детей, и даже у взрослых с нарушением слуха, можно выработать благозвучную интонированную речь.
Территория, на которой реализовывалась практика
Самарская областьЦель и задачи практики (проекта)
Целью проекта является не только создание «Музыкального театра разговорной речи», как новой формы слухоречевой, социальной и психологической реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха с одновременно созданием условий для более широкого развития их творческих способностей и приобщению к искусству; но, и создание и отработка новой эффективной методики «Вокализация и интонированное звуковедение» для использования её в слухоречевой реабилитации всех детей с нарушениями слуха и речи.
Преимущества и новизна данной практики
Занятия в «Музыкальном театре разговорной речи» не только важный фактор слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха, но и возможность помочь им сформировать самодостаточную личность и разрушить, свойственный для большинства инвалидов по слуху, психологический комплекс «неполноценности».
В процессе занятий и выступлений у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется активная жизненная позиция, что затем поможет им достойно интегрироваться в среду слышащих.
Занятия пением поднимают детям настроение, развивают художественный вкус и творческие способности и способствуют разрушению у них психологической неуверенности при слухоречевом общении со слышащими.
Технологии и механизмы реализации практики
Специалистами были подготовлены программы для занятий по следующим направлениям:
– слухоречевая реабилитации молодежи и подростков на основе «Верботональной методики», методики «Формирование разговорной речи с правильной артикуляцией и вокализацией звуков и интонационным звуковедением для подростков и молодежи с нарушениями слуха»;
– хореографии (стимуляция движением и хореография в реабилитации детей с нарушением слуха),
– становления сценической речи и актёрское мастерство,
– психологических тренингов общения,
– «театральные дисциплины»
Преподавателями факультета Коррекционной педагогики и факультета Художественного образования ПГСГА совместно со студентами были обследованы музыкальный слух, речь, вокальные данные слабослышащих детей в возрасте 7-16 лет коррекционной школы-интерната для слабослышащих (160 человек). Из них отобраны две целевые группы слабослышащих детей (7-9 лет и 12-16 лет) по 8-10человек, с учетом желания самих детей и при согласии родителей.
Каждый ребенок индивидуально занимается вокалом и интонированным звуковедением дважды в неделю, сценической речью и актёрским мастерством один раз в неделю, занятиями с сурдопедагогом дважды в неделю.
Для групповых занятий каждая группа будет разделена на две подгруппы. В процессе занятий для психологических тренингов, ансамблей, подготовки спектакля группы объединяются.
Общие занятия проводятся по ансамблевому пению, хореографии, сценической речи, актерскому мастерству.
Для стимуляции самореализации и творческой деятельности целевой группы были организованы выступления «Музыкального театра разговорной речи» на различных праздничных мероприятиях.
Формы поддержки, полученной при реализации практики
Субсидия Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (в рамках конкурса социальных проектов СО НКО 2013 года), пожертвования и собственные средства организации (оборудование, добровольный труд специалистов).
Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику
Одним из значимых элементов данной методики является использование вокала для отработки благозвучной интонированной речи у слабослышащих.
Для эффективной реализации проекта требуется постоянное сотрудничество профильных учреждений и некоммерческих организаций.
- Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
- Финансовые затраты на реализацию практики
- Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
- Проблемы и сложности при реализации
- Возможности и перспективы распространения реализуемой практики