Меню Закрыть

Люди разные важны

Краткое описание

Основная проектная деятельность направлена на организацию работы трех учебно-реабилитационных мастерских «Оперативная полиграфия», «Современный дизайн», «Актерское мастерство». С участниками Мастерских были проведены индивидуальные и групповые занятия по ориентации инвалида в окружающем мире, по социально-трудовой адаптации Молодежный летний организован для участников всех Мастерских. В лагере ребята и волонтёры выстроили позитивные отношения, открыли новые резервы взаимоотношений и отношений с внешним миром. В Лагере педагоги и участники Мастерских получили возможность обмена опытом, получения новых знаний и умений.


Организация, реализующая практику

Самарская городская общественная организация детей-инвалидов, инвалидов с детства “Парус Надежды”

Проблема, на решение которой направлена практика

Демократическое общество априори предполагает равные права и возможности всем своим гражданам, однако у части людей возможности ограничены изначально в силу особенностей психофизического развития, врожденных и приобретенных заболеваний, обуславливающих инвалидность.

Наиболее уязвимой группой являются молодые (от 18 до 35 лет) люди с тяжелыми формами инвалидности, поскольку именно в этом возрасте происходит профессиональное становление человека, практически недоступное для них. Речь идёт о тяжёлых нарушениях опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью; умственной отсталость в сочетании с аутизмом, речевыми и сенсорными нарушениями.  Указанная группа людей нуждается не только в реабилитационных услугах и досуговых мероприятиях, но и в доступном профессиональном обучении и сопровождаемом трудоустройстве.

Практика показывает, что профессиональное образование, полученное людьми с инвалидностью, не гарантирует трудоустройства, поскольку приобретенные трудовые умения не востребованы работодателями. Выпускники школ, имеющие сочетанные нарушения развития, практически не получают даже начальное профессиональное образование, так как учреждения профессионального образования не имеют опыта работы с подобным контингентом.


Территория, на которой реализовывалась практика

Самарская область

Цель и задачи практики (проекта)

Цель: Создание условий для реализации конституционного права на профессиональное образование и труд молодых людей с инвалидностью 1 и 2 групп.

Задачи:

  1. Создать координационный совет по продвижению профессионального обучения и сопровождаемого трудоустройства молодых людей с инвалидностью 1 и 2 группы.
  2. Провести обучение специалистов социальной защиты, профессионального образования по теме «Организация и содержание работы с молодыми людьми с тяжелыми нарушениями развития».
  3. Организовать деятельность экспериментальных (опорных) площадок – учебно-трудовых мастерских по подготовке к профессиональному обучению и сопровождаемому трудоустройству молодых людей с инвалидностью 1 и 2 групп.
  4. Включить в профессиональное образовательное пространство молодых людей с инвалидностью 1 и 2 групп.
  5. Организовать и провести летний молодежный лагерь.

Преимущества и новизна данной практики

Учебно-реабилитационные мастерские являются подготовительным этапом включения молодых людей (от 18 до 35 лет) с тяжелыми формами инвалидности в профессиональное обучение или в постоянную сопровождаемую трудовую деятельность.


Технологии и механизмы реализации практики

Для организации системной работы по развитию системы профессионального образования и последующего трудоустройства для лиц с трудностями эмоционально-волевого, интеллектуального характера был создан координационный совет. Его цель – налаживать, поддерживать и развивать социальное партнёрство НКО молодёжи с ОВЗ с органами государственной власти, органами местного самоуправления, бизнес-структурами, средствами массовой информации. Это позволит включать молодых людей с инвалидностью 1 и 2 групп в профессиональное образовательное пространство,  продвигать идею сопровождаемого трудоустройства людей с инвалидностью.

Было организовано 2 обучающих семинара, 3 мастер-класса и 2 тренинга «Социальный подход к инвалидности». Интерактивная форма мероприятий позволяет организовать передачу накопленного в разных учреждениях положительного опыта по формированию трудовых умений у молодых людей с инвалидностью, наладить взаимовыгодное сотрудничество организаций различных ведомств.

В рамках проекта были организованы 3 экспериментальные (опорные) площадки – учебно-реабилитационные мастерские: оперативной полиграфии, театрального мастерства, современного дизайна. Их деятельность направлена на подготовку молодых людей к профессиональному обучению и формированию трудовых навыков у имеющих соответствующее образование и/или определенные умения.

Учебно-реабилитационная мастерская  «Оперативная полиграфия» работает на базе Центра «Семья» Промышленного района. Режим работы молодых людей на площадке 3 раза в неделю, не более 4 ч в день по гибкому графику. Все виды работ разбиты на отдельные операции, и каждый молодой человек может в совершенстве овладеть доступным для него видом труда. Освоенные умения закреплятяются при изготовлении печатной продукции.

Учебно-реабилитационная мастерская «Современный дизайн» работает на базе общественной организации «Синегорье» (г. Жигулёвск Самарской области). Деятельность Мастерской направлена на изготовление изделий из самодельной бумаги, работу с бисером, шерстью, текстилем. Режим работы молодых людей в Мастерской 2 раза в неделю, не более 4 ч в день по гибкому графику. Основная задача – научиться выполнять инструкцию, использовать приобретенные умения в изготовлении последующих изделий. В дальнейшем обучающиеся могут работать в командах, выполняя заказы, в том числе творческих коллективов.

Учебно-реабилитационная мастерская  «Театральное мастерство» работает на базе Клуба молодых инвалидов «Опора» (г. Новокуйбышевск Самарской области). В Мастерской проводятся два вида занятий – репетиции и социально-психологические тренинги.

Молодёжный лагерь, проведенный в рамках проекта, был направлен на социализацию (адаптацию) молодёжи с инвалидностью из городов – партнёров проекта. В Лагере ребятам с аутизмом, интеллектуальными и двигательными  нарушениями, поведенческими отклонениями  прививались  навыки общения со сверстниками и со старшими товарищами, навыки работы в команде. В конце Лагеря был организован Фестиваль творчества: премьера спектакля, выставка работ участников Мастерских.


Формы поддержки, полученной при реализации практики

Субсидия Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (в рамках Конкурса социальных проектов СО НКО Самарской области).


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Для реализации данной модели необходимы специально созданные условия: оборудованные рабочие места и специалисты, сопровождающие труд молодых людей с тяжелыми формами инвалидности.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
[/su_private]