Меню Закрыть

Играем с героями любимых книг

Краткое описание

В стационаре чтение книг и игра как сфера жизни ребёнка, помимо помощи в адаптации к лечению, направлена на сохранение и воспроизведение идеалов и ценностей. При встрече с литературными героями больной ребёнок учится преодолевать страхи трудности, понимать как совершать хорошие поступки, учится творить и жить интересно. Игротека, созданная детьми совместно со взрослыми и волонтёрами на основе детских иллюстраций и сюжетов книг, организует игровое пространство с учётом возрастных особенностей, в том числе с учётом особенностей протекания болезни, помогает создать игровую среду, позволяющую ребятам ощущать себя в безопасности и комфорте в условиях стационара. Включает в себя книги и игры для общего использования детьми разного возраста. Совместная деятельность детей, родителей, специалистов и волонтёров создаёт условия для нравственного развития детей в условиях стационара, формирования у детей интереса к чтению, повышает настроение, способствует выздоровлению. Целевая группа проекта: дети с онкологическими заболеваниями, находящиеся на лечении в онкогематологическом отделении Пермской детской краевой больницы, члены их семей, не менее 70% от общего количества пациентов.


Организация, реализующая практику

Некоммерческая организация Благотворительный Фонд “Берегиня”

Проблема, на решение которой направлена практика

Ежегодно в Пермском крае злокачественными опухолями заболевает 80 – 92 детей. Благодаря современным методам, 8 из 10 человек выздоравливает, но ограничения, связанные с заболеванием сказываются на дальнейшей жизни детей.  В больнице продолжается развитие детей, однако условия болезни затрудняют и замедляют его. Лечение онкологических заболеваний – процесс длительный, замедляющий развитие ребёнка, однако знакомство с книгой, общение в игровой форме с литературными героями способствуют реабилитации ребёнка и членов его семьи, помогают ребёнку преодолевать трудности, жить интересно,  ощущать себя в безопасности и комфорте даже в условиях стационара.


Территория, на которой реализовывалась практика

Пермский край

Цель и задачи практики (проекта)

Цель: воспитание у тяжёлобольных детей в условиях стационара интереса к книге, помощь в адаптации и реабилитации детей посредством чтения и игровой деятельности.

Задачи: 1) развитие у детей потребности в чтении книг; 2) повышение у онкобольных детей статуса чтения как творческого процесса; 3) коррекция эмоционального состояния детей посредством организации совместной деятельности детей и взрослых (родителей, волонтёров, библиотекарей) на основе общего интереса к книге; 4) создание в онкоцентре игровой среды, условий, позволяющих детям с онкологическими заболеваниями ощущать себя в безопасности и комфорте в условиях стационара.


Преимущества и новизна данной практики

В ходе проекта разрабатывались и внедрялись в действие новые формы приобщения детей с онкологическими заболеваниями к чтению в условиях стационара. Включение сотрудников библиотек позволило выстроить методически грамотную работу по приобщению детей, находящихся в больнице к чтению. Организация совместных семейных клубов и мастер-классов способствует проявлению активности как детей, так и родителей, нормализации детско-родительских отношений в условиях стресса, связанных с заболеванием. Создание игр своими руками способствовало созданию навыка организации досуга у детей и их родителей. Создание в онкоцентре игровой среды  позволило создать условия, в которых дети с онкологическими заболеваниями ощущают себя в безопасности и комфорте.


Технологии и механизмы реализации практики

В ходе проекта реабилитация ребёнка и его семьи проводилась с помощью разработки и внедрения  новых форм приобщения детей с онкологическими заболеваниями к чтению в условиях стационара. В помещении стационара сотрудники детской библиотеки №7 им. Б. Житкова и волонтёры  организовывали литературные викторины. Так, сотрудники библиотеки организовали викторину по произведениям К. Чуковского, а волонтёры – по сюжетам русских былин (фотоснимки прилагаются). Участниками викторин стали 23 ребёнка и 7 родителей, 15 волонтёров.

Также в ходе проведения проекта в отделении были организованы литературные праздники – праздник А.С. Пушкина и Праздник осени. Участниками праздников стали  42 ребёнка, 22 родителя и 20 волонтёров (фотоснимки прилагаются).

В ходе проекта была организована экскурсия в Центральную детскую библиотеку, в ходе которой сотрудники провели с ребятами экскурсию по залам библиотеки, рассказали им о книжной коллекции и провели мастер класс (фото прилагаются). Участниками экскурсии стали 18 детей – пациентов онкоцентра, 4 родителя и 7 сотрудников библиотеки. Со своей стороны детский онкоцентр и фонд «Берегиня» организовали для Центральной детской библиотеки и библиотеки им. Б. Житкова выставку «Я диву! Красочный мир» с картинами, которые дети написали на мастер- классах с Ниной Горлановой.

Также выставка детской книжной иллюстрации прошла в детском онкоцентре. Участниками выставки стали 23 ребёнка, 3 мамы и 4 волонтёра.

Проект позволил существенно пополнить детскую библиотеку в онкогематологическом отделении Пермской краевой детской больнице. Было приобретено более 50 книг для детей разного возраста. С помощью приобретённых книг проводилось с детьми чтение сказок по книжным иллюстрациям.

В ходе проекта дети с помощью волонтёров учились сами создавать дидактические игры на основе книжных иллюстраций  – паззлы, игры «Найди 10 отличий» и другие. В мастер-классах по изготовлению игр приняли участие 26 детей и 10 родителей  (снимки прилагаются).

Большое внимание уделялось совместным занятиям детей и родителей – был организован семейный «Клуб Литературных игр», в ходе которого родители и дети рассказывали о любимых книгах, волонтёры организовывали викторины и игры, участниками которых становилась вся семья. Всего было проведено 6 занятий семейного клуба. Участниками клуба стали 62 ребёнка и 23 родителя (фото прилагаются).

Проект способствовал формированию знаний детей и родителей о литературных традициях Перми и Пермского края. В ходе экскурсии «Пермь литературная» дети узнали и Пермских писателях, посетили библиотеки и памятные литературные места г. Перми. Участниками экскурсии стали 30 детей и 10 родителей и 5 волонтёров (фото прилагаются).

В больнице дети не только читали книги, но, и с помощью родителей и волонтеров сами сочиняли и иллюстрировали сказки, создавали книги с собственным авторством (фото прилагаются). Участниками мастер классов по написанию и созданию книг стали 28 детей, 12 родителей и 7 волонтёров.

В помещении больницы была проведена интерактивная игра «Играем с героями любимых книг»,  игра была посвящена 200-х – летию П.П. Ершова – автора «Конька – Горбунка». В подготовке и проведении игры приняли участие 28 детей, 12 родителей и 7 волонтёров.

В ходе проекта было проведено 7 творческих мастер классов, на которых дети рисовали книжные иллюстрации, делали поделки, занимались творчеством. Всего участников – 95 детей, 31 родитель, 21 волонтёр.


Формы поддержки, полученной при реализации практики

Проект был реализован при поддержке Министерства культуры Пермского края


Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Проект может являться постоянно действующим при небольших финансовых сложениях. Сотрудники библиотек участвуют в проекте в качестве волонтёров. Сценарии и разработки, которые они используют для проведения мероприятий в больнице в дальнейшем адаптируются для проведения мероприятий в библиотеках и других детских заведениях. Семейный клуб Литературных игр может быть вынесен за пределы больницы. В этот клуб могут включаться семьи с детьми, проходящими лечение амбулаторно. Кроме этого поддерживать проект могут близлежащие школы и учреждения дополнительного образования, т.к. все они обладают квалифицированным персоналом.


[su_private]
В описание практики можно добавить следующую информацию:
  • Описание позитивных изменений, произошедших в результате реализации практики
  • Финансовые затраты на реализацию практики
  • Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
  • Проблемы и сложности при реализации
  • Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
[/su_private]