Меню Закрыть

Годовой отчет АНО МОЦ “Школа-Музей-Культура” за 2018 год


Отчет за 2018 год

Автономная некоммерческая организация Музейно-образовательный центр

"Школа-Музей-Культура"

Отчёт о работе организации за 2018 год

г. Новокуйбышевск, 2019 год

Оглавление

Финансовые показатели 3

Регулярная деятельность 4

Проектная деятельность 5

Проект «Искусство инклюзии» 5

Проект «Звезды помощи STARпом» 6

Проект «Живые картины» 7

«Будущее своими руками» 10

«Особая Афинская школа» 11

Финансовые показатели

Переходящие средства, полученные на реализацию проектов в 2017 году – 455 719 руб.

Переходящие средства на реализацию проектов, начатых в 2018 году и продолжающихся в 2019 году – 634 986 руб.

Регулярная деятельность

Основу нашей регулярной деятельности представляют собой выездные просветительские экскурсии, которые мы проводим для детей дошкольного, младшего и среднего школьного

возрастов. Мы разработали циклы междисциплинарных экскурсий, на которых рассказываем детям о важных событиях истории России и мира, о географии, физике, используя репродукции картин художников. Кроме того, мы предлагаем экскурсии по вехам истории русской живописи, жанрам живописи, которые основываются на репродукциях из знаменитых музеев России.

Важные принципы нашей работы:

  • Приезжаем сами в школу или детский сад, потому что знаем, как трудно организовать поездку группы детей,

  • Работаем с репродукциями и понимаем, как важно ребёнку бывает потрогать предмет, чтобы составить о нём представление,

  • Мы не любим скучные экскурсии! Вместе с ребятами мы размышляем, рассуждаем, делимся мнениями и делаем выводы.

В 2018 году наши экскурсии услышали:

  • 2868 воспитанников детских садов,

  • 2457 учеников младших и средних классов.

Проектная деятельность

Проект «Искусство инклюзии»

01.09.2017 г. - 31.08.2018 г.

Этот проект мы начали в 2017 году. В рамках проекта «Искусство инклюзии» мы открыли необычную «Афинскую школу» - уникальный культурно-просветительский центр для детей, где:

    • дети с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ) общались со сверстниками, не боясь, что их отвергнут или засмеют,

    • здоровые дети учились воспринимать детей с ОВЗ как партнеров по общению, взаимодействовать с ними, не отторгая и не впадая в жалость,

    • проводились «антиродительские собрания», на которых психолог рассказывал не только о достижениях каждого ребёнка, но и о современных тенденциях в детской психологии.

Для кого?

Для 50 детей, из них 22 - с ОВЗ и молодые инвалиды с ментальными нарушениями здоровья, и 20 родителей.

Цель проекта

Создать условия для получения опыта общения, обучения и взаимодействия нормотипичных детей и детей с ОВЗ.

Источник финансирования

Проект стал победителем конкурса Президентских грантов - 2017 и конкурса Молодёжного форума ПФО «iВолга-2017».

Деятельность по проекту

  1. Занятия непосредственно с детьми

Нам была разработана специальная методика проведения занятий. Они являлись комплексными и проводились в интегративных группах (т.е. нормотипичные дети занимались вместе с детьми с ОВЗ). Каждое занятие было разделено на 2 блока, которые проводили разные специалисты:

1й блок – развивающее занятие по культуре. Его вёл психолог, и оно было направлено не только на повышение уровня образованности, но и на коррекцию поведенческих нарушений у

детей.

2й блок – занятие творчеством. Его вёл специалист по декоративно-прикладному

творчеству, и оно продолжало тему или основную мысль занятия с психологом и было направлено на развитие мелкой моторики у детей.

  1. Активная работа с родительским сообществом.

На каждом занятии в «Афинской школе» ребёнок приобретал новые навыки, а задача родителей состояла в том, чтобы эти навыки закрепить в обычной жизни ребёнка. Для этого в рамках «Афинской школы» психолог нашего центра проводил лекции и тренинги для родителей, где рассказывал об особенностях развития психики детей, комментировал прогресс каждого

ребёнка и давал рекомендации по итогам месяца.

Результат

В результате работы проекта в Новокуйбышевске появилась площадка, направленная не на реабилитацию, а на развитие и социализацию детей с ОВЗ. Следует особо отметить, что

деятельность этой площадки продолжается за рамками проекта.

В процессе занятий у детей с ОВЗ стали развиваться навыки партнерских взаимоотношений, продуктивной работы в коллективе, готовности к кооперационным действиям с окружением.

Расширился круг их общения.

У всех детей появился новый социальный опыт в результате взаимодействия внутри группы.

На протяжении всего проекта они учились слушать, высказывать мнение и комментировать его, даже если они с ним не согласны. Они стали гибче реагировать на вызовы окружающего

сообщества, проявляя толерантность по отношению к другому мнению.

Дети, имевшие страхи выступлений перед группой, общения в детских коллективах, преодолели этот барьер и стали увереннее себя чувствовать.

Родители образовали небольшое устойчивое сообщество, разделяющее единые принципы развития детей и поддерживающее результаты работы специалистов вне «Афинской школы», тем самым обеспечивая закрепление успехов детей в семейной среде. Кроме того, повысилась

информированность родителей об инклюзии, они получили практико-ориентированного опыта инклюзивного подхода в дополнительном образовании.

Более подробно о ходе проекта можно узнать в Дневнике проекта на нашем сайте: http://www.smc63.ru/nashi-proekty-1/arhiv-proektov/iskusstvo-inklyuzii/

Проект «Звезды помощи STARпом»

01.02.2018 г. - 30.11.2018г.

Основных идей в проекте было две: сформировать образ современного «серебряного»

добровольца, использующего свой профессиональный и жизненный опыт во благо других людей, и оказывать востребованные социальные услуги.

Суть этой социальной услуги – организация работы телефона помощи формата «пожилые – пожилым». Маломобильные и пожилые граждане г. Самары и г. Новокуйбышевска могли

позвонить и получить возможность выговориться, быть услышанными, а кроме того - получить информационные услуги.

Для кого?

Целевой группой проекта являлись 15 пожилых людей в возрасте от 55 до 65 лет, имевших профессиональный опыт работы в сфере «человек – человек». Представители целевой группы отличались от благополучателей только относительно более высокой мобильностью и первичной мотивацией к процессу приобретения новых знаний.

Благополучателями проекта являлись пожилые люди г. Самары и г. Новокуйбышевска, независимо от их возраста, социального статуса и состояния здоровья.

Цель проекта

Повышение уровня социальной активности «серебряных» профессионалов в области работы с людьми и оказание ими бесплатных социально-значимых услуг пожилому населению

г. Самары и г. Новокуйбышевска, способствовавших снижению дефицита общения и преодолению социального одиночества.

Источник финансирования

Проект реализован на средства Президентского гранта в размере 500 000 рублей.

Деятельность по проекту

Было проведено 36 часов занятий с «серебряными» волонтёрами, на котором они под руководством психолога познакомились с основными понятиями переговоров и

консультирования, освоили тему барьеров в коммуникации и межличностных границ. На практике пожилые люди освоили навык поиска, обнаружения и понимания барьеров в коммуникации, овладели специализированным глоссарием. Впоследствии, пожилые люди смогли выработать

индивидуальный стиль бесконфликтного общения благодаря серии постоянных дежурств на телефоне. Во время работы на телефоне пожилые консультанты получали супервизорскую

помощь психолога проекта, особенно им понадобилась помощь в обеспечении психологической безопасности работы.

Кроме того, за время работы по проекту мы провели 10 поощрительных поездок для волонтёров, работающих на телефоне помощи. Поездки встречались пожилыми людьми с большим энтузиазмом.

Результат

В результате работы по проекту появилась новая социальная практика, восполняющая

недостаток общения и помогающая пожилому человеку комплексно решать его проблему. В июне 2018 года заработали 2 телефона помощи формата «пожилые пожилым», на которые поступило

более 1200 обращений от пожилых горожан г. Самары и г. Новокуйбышевска.

Особенно серьёзное влияние оказала деятельность по проекту на самих «серебряных» волонтёров: они получили полезные навыки коммуникации, у них сформировалось чувство

профессиональной ценности и нужности обществу, расширился их круг общения и кругозор, и в целом произошло повышение общего уровня удовлетворенности жизнью. Пожилые волонтеры

стали более эмоциональными, внутри самой группы волонтеров возникли новые связи, они стали созваниваться и часть из них стала собираться друг у друга в гостях, они ощутили расширение

своих контактов с миром.

Деятельность телефона помощи «пожилые-пожилым» продолжилась за рамками проекта в Самаре, где на добровольческой основе работает постоянная группа из 12-ти пожилых

консультантов, обученных и осуществлявших практические дежурства на телефоне в рамках проекта на базе Самарской благотворительной организации СРЕБОО «Забота - Хэсэд Эстер».

Мы же, оценив свои ресурсы и возможности, решили не продолжать работу телефона в Новокуйбышевске за пределами проекта, а сосредоточиться на направлении работы с детьми и их родителями.

Более подробно о ходе проекта можно узнать в Дневнике проекта на нашем сайте: http://www.smc63.ru/nashi-proekty-1/arhiv-proektov/zvyozdy-pomoshchi-starpom/

Проект «Живые картины»

01.03.2018 г. – 31.12.2018 г.

Так как наша практическая деятельность лежит в сфере работы с детьми, мы имеем

постоянную обратную связь от образовательных учреждений, учреждений культуры и регулярно наблюдаем превалирование принципа сегрегации (отделения) в отношении детей с ОВЗ.

Негативное влияние на развитие инклюзии оказывают, в том числе, и ограничения в восприятии возможностей детей с ОВЗ, а также - формализация (имитация) инклюзии в образовательных и культурно-досуговых учреждениях из-за недостаточности материальных ресурсов,

психологической неготовности к работе с детьми с ОВЗ.

Разрабатывая проект «Живые картины», мы хотели:

    • развить и показать творческие возможности людей с ОВЗ и ментальными

нарушениями, ломая стереотип их восприятия сообществом, как людей мало к чему приспособленных,

    • «приблизить» музейные коллекции живописи к особым детям, в силу своего здоровья, не покидающих стен специализированных пансионатов.

Для кого?

В проекте мы выделили 2 целевые аудитории, с которыми велась разная работа:

  1. 20 детей (5-12 лет) с ментальными нарушениями здоровья, живущие «Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Иволга» городского округа Самара, (коррекционный), далее по тексту – коррекционный социальный центр «Иволга».

  2. 30 молодых инвалидов с ментальными нарушениями здоровья - актеры театра-студии

«Астрей», г. Новокуйбышевск, и театра-студии «МиРок», г. Самара. Формально, они - взрослые (18-27 лет), но в силу заболеваний (синдром Дауна, аутизм, серьезные

неврологические патологии, особенности психического развития) уровень их

интеллектуального развития и социализации соответствует детскому возрасту, поэтому мы их включили в целевую группу проекта.

Дополнительными благополучателями проекта стали более 300 детей и молодых людей с ментальными нарушениями из 4-х психоневрологических пансионатов Самарской области.

Цель проекта

Расширение картины мира у детей, имеющих ментальные нарушения здоровья, и творческая реабилитация молодых инвалидов с ментальными нарушениями через музейно-

театрализованную деятельность.

Источник финансирования

Проект реализован на средства, полученные в результате победы проекта в конкурсе

«Инклюзивный музей» при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» в сумме 200 000 рублей.

Деятельность по проекту

В результате работы по проекту актёры театра молодых инвалидов «Астрей» и театра- студии «МиРок», посетив несколько музеев г. Самары, поставили 4 спектакля по сюжетам

известных картин и показали его в коррекционном центре «Иволга» и в психоневрологических пансионатах для детей и молодых людей с инвалидностью. Театральные постановки «Живые картины» - это 4 спектакля по сюжетам картин русских художников, продолжительностью не

более 10 минут. Это наиболее подходящая продолжительность театрального действа для людей с ментальными нарушениями.

В проекте также проходили творческие занятия с детьми с ОВЗ, проживающими в коррекционном социальном центре «Иволга», которые включали в себя:

    • занятия сторителлингом после посещения музея, как способ контейнирования впечатлений после экскурсии по музейной экспозиции. В результате – создание одной истории, которая ляжет в основу мультфильма-впечатления

    • занятия декоративно-прикладным творчеством - созданием визуальных образов героев, предметов, артефактов, раскрывающих историю.

    • съёмку мультфильма при помощи созданных предметов и сценария на основе детских историй.

Результат

У первой целевой группы (воспитанников коррекционного социального центра «Иволга») произошли следующие изменения:

  1. В результате посещения музеев, в которых с детьми работали по адаптированной

программе, не вызывающей эмоционального и психического перенапряжения, дети получили новый опыт, их словарный запас обогатился новыми терминами, связанными с историей,

культурой города, а также – самим музеем. Новая обстановка не вызывала у них стресс, а скорее, здоровое любопытство.

  1. В результате занятий мультипликацией мы фиксировали развитие внимательности, улучшение мелкой моторики. В области развития коммуникативных навыков мы отметили возросшую дружелюбность детей. Именно эти навыки и умения в дефиците у детей с ментальными нарушениями, которые имеют в данном случае ещё и отягчающие жизненные обстоятельства (жизнь в социальном учреждении, иногда с младенчества; травматичный опыт

ТЖС). Таким образом, качественным результатом проекта стало снижение дефицита социальных навыков у детей целевой группы и повышения у них самооценки (они создали мультфильм, чем повысили свой статус в группах).

Мультфильм, снятый детьми в рамках проекта, можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://youtu.be/_PEC9WNhasc .

У второй целевой группы (актеров с ментальными нарушениями) изменения произошли в 2-х направлениях.

Первое - творческое, они впервые создали спектакли на «заказ» - по картинам художников.

Это был определенный выход за рамки своей зоны комфорта, с которым они справились.

Второе направление касается повышения их статуса в глазах общества, которое имело конкретное практическое проявление. Благодаря мероприятиям проекта самый крупный музей области (историко-краеведческий им. Алабина) пригласил театральные труппы к сотрудничеству.

Спектакль театра-студии «Астрей» по «Живым картинам» был включен в экскурсию «Самара театральная», которая начиналась в зале музея, а затем «уходила» на улицы города. Впервые в

бальные мероприятия музея им. Алабина были включены театральные постановки обеих театров, тем самым была предоставлена дополнительная площадка для выступлений особых актеров (что важно для них) и привычные музейные программы обогатились синтезом искусств.

Более подробно о ходе проекта можно узнать в Дневнике проекта на нашем сайте: http://www.smc63.ru/nashi-proekty-1/arhiv-proektov/zhivye-kartiny/

«Будущее своими руками»

01.09.2018 г. - 28.02.2019 г.

В этом проекте мы продолжили работу с детьми из коррекционного социального центра

«Иволга» в русле формирования социальных и общекультурных компетенций, и внесли в неё новый элемент - знакомство детей в теории и практике с профессиями музейной сферы, ведь гуманитарные профессии, профессии сферы культуры, могут стать для воспитанников

привлекательным выбором своего будущего.

Для кого?

Целевой группой проекта стали 15 детей в возрасте 10-13 лет, проживающих в коррекционном социальном центре «Иволга».

Цель проекта

Развитие общекультурных компетенций и повышение эффективности профориентации детей, оставшихся без попечения родителей, и находящихся на государственном попечении в коррекционном социальном центре «Иволга».

Источник финансирования

Проект стал победителем конкурса «Добрый новогодний подарок – 2018»

Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и реализован на средства гранта в сумме 300 000 рублей.

Деятельность по проекту

В ходе проекта дети посетили 5 различных музеев, узнали об их организационной структуре, познакомились с представителями музейных профессий и даже разобрали, какие качества

необходимо развивать, чтобы овладеть некоторыми из них.

Специально для нужд проекта мы разработали 4 профориентационные настольные игры, с помощью которых дети закрепляли навыки, полученные на занятиях в музеях. Игры не только

знакомили детей с музейными профессиями, но и развивали у них высшие психические функции - внимание, память, мышление.

Кроме того, мы провели 16 занятий по мультипликации, в ходе которых они познакомились с понятийным аппаратом, техниками и этапами в мультипликации, и полностью прошли весь цикл по созданию сценария, героев, декораций, съёмки и озвучки собственного мультфильма.

Результат

В результате реализации проекта произошли позитивные изменения в жизни целевой

группы. У детей расширилась картина мира, оттуда исчезло представление о музее, как скучном месте, где неинтересно работать. Вместо этого появилось чёткое представление о внутреннем устройстве музеев и профессиях музейной сферы. Кроме того, дети освоили технологию

мультипликации (в технике бумажной перекладки), а также – получили навыки сторителлинга и улучшили свою речь.

Собственный мультфильм «Затерянный футбол» дети посвятили музею футбола (в группе - преобладающее количество мальчиков), его можно посмотреть, пройдя по ссылке https://youtu.be/duBvROUpyRw .

Более подробно о ходе проекта можно узнать в Дневнике проекта на нашем сайте: http://www.smc63.ru/nashi-proekty-1/arhiv-proektov/budushchee-svoimi-rukami/

С 01.11.2018 – н.в.

«Особая Афинская школа»

В результате работы по проекту «Искусство инклюзии» мы увидели, что не все дети с ОВЗ могут ходить в интегративные группы вместе с нормотипичными детьми. Их нужно к этому

подготовить. Поэтому родился проект «Особая Афинская школа».

Для кого?

Для 50 детей с нарушениями интеллектуального развития и развития эмоционально- волевой сферы, а также - 20 родителей.

Цель проекта

Проект направлен на развитие навыков социализации детей и молодых людей с ментальными нарушениями здоровья. Это не коррекционная школа, а комплекс развивающих

занятий, направленный на личностное взросление ребенка и его адаптацию в социальной среде.

Источник финансирования

Проект реализуется на средства Президентского гранта в размере 1 800 000 рублей.

Деятельность по проекту

В рамках проекта мы проводим следующие мероприятия:

  1. Комплексные занятия для детей в малых группах (от 5 до 10 человек), сформированных в зависимости от возраста и степени нарушений в развитии.

Каждое комплексное занятие, продолжительностью 2 часа, состоит из занятия с психологом, чайной паузы и занятия со специалистом по декоративно-прикладному творчеству (ДПТ). Все 3

части занятия объединены общей смысловой направленностью развития ребенка или темой занятия.

  • Работа психолога направлена на снижение поведенческих нарушений у детей, развитие коммуникативных навыков, умение выстраивать границы в общении, выстраивание отношений с другими детьми, умение высказывать и аргументировать свою точку

зрения;

  • Чайная пауза - это не просто утилитарная передышка для особого ребенка, это форма закрепления навыков взаимодействия и коммуникации детей;

  • Работа специалиста по ДПТ направлена на развитие творческих способностей детей, умение создавать предметы декора, имеющие ценность в глазах окружающих,

повышение самооценки у детей, развитие мелкой моторики, эстетического вкуса.

  1. Занятия с родителями - 1 раз в неделю по 2 часа. Формат занятий с психологом: антиродительские собрания, группа поддержки.

  1. Организация библиотеки для родителей: пользование книгами по развитию детей, пособиями, играми.

  1. По окончании занятий в АШ совместно с родителями и детьми - разработка дальнейшего плана развития ребенка, самостоятельно реализуемого родителями в семье, и сопровождение

его реализации.

Результат

Так как проект всё ещё находится в стадии активной реализации, пока рано говорить о непосредственных результатах. Изменения в восприятии мира, себя и приятелей по группе у детей с ОВЗ происходят гораздо медленнее, чем у нормотипичных детей, но уже сейчас мы

можем наблюдать небольшие позитивные сдвиги в поведении каждого ребёнка, посещающего занятия.

Кроме того, была организована библиотека для родителей, которая пользуется спросом среди интересующихся родителей, так как в ней собраны редкие и проверенные книги по

педагогике и специфическим проблемам их детей, с которыми они сталкиваются каждый день.

Более подробно о ходе проекта можно узнать в Дневнике проекта на нашем сайте: http://www.smc63.ru/nashi-proekty-1/osobaya-afinskaya-shkola/