Краткое описание
Важной особенностью Центра семьи и детства «Мы вместе» является семейно-центрированная модель помощи, поэтому каждая семья может получить коллегиальную консультацию специалистов по вопросам развития ребенка с ОВЗ (психолог, логопед, дефектолог, неонатолог), индивидуальную и групповую психологическую поддержку, повышение родительской компетенции в школе ответственного родителя (лекции и семинары по детской психологии и семейным отношениям), возможность отдохнуть и расслабиться на творческих мастер-классах для родителей. К проведению занятий с детьми, а также при посещении воспитанниками Центра выставок и музеев привлекаются волонтеры – студенты профильных вузов, что позволяет детям с особенностями развития расширять свой круг общения.
Организация, реализующая практику
Региональная общественная организация родителей детей с инвалидностью «Содействие» Республики БашкортостанПроблема, на решение которой направлена практика
Работа Центра семьи и детства «Мы вместе» направлена, в первую очередь, на решение проблем, с которыми сталкиваются семьи с особым ребенком. Это отсутствие на государственном уровне системы ранней помощи детям с ОВЗ, иных реабилитационных мер, предоставляемых круглогодично, а не в режиме 14-21 день, психологической помощи семье. Эти проблемы приводят к нераскрытию потенциала особого ребенка, инвалидизации семьи в целом, социальной изоляции или отказу от ребенка.
Территория, на которой реализовывалась практика
Республика БашкортостанЦель и задачи практики (проекта)
Цель проекта – оказание помощи семьям в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
- Психолого-педагогическая помощь ребенку в возрасте от 6 месяцев, направленная на раскрытие его потенциала и социализацию;
- Психологическая и информационная помощь семье;
- Развитие волонтерского движения помощи детям с инвалидностью.
Преимущества и новизна данной практики
80 семей с детьми с ОВЗ в настоящее время получают постоянную помощь в течение учебного года, 150 семей – планируемое количество постоянных участников в последующие годы.
Технологии и механизмы реализации практики
Проект реализуется через ряд уникальных программ :
– инклюзивные группы «Я и мама» для детей от 0 до 2 лет;
– группы раннего развития для здоровых детей от 2 до 3 лет;
– адаптационные группы для детей с ОВЗ от 1 года до 4 лет;
– творческие групповые занятия (танцы, театр, кулинария, ЛФК) и индивидуальные занятия (логопед, дефектолог, психолог, педагог по творчеству ) для детей от 2,5 лет до 18 лет;
-коллегиальные консультации семьи (психолог, логопед, дефектолог, неонатолог и невролог по запросу);
– группы психологической поддержки для родителей;
– психотерапевтическая индивидуальная работа с родителями;
– группы подготовки к школе детей с особыми образовательными потребностями;
– тренировочные мастерские для детей с ОВЗ от 14 лет.
Зачастую детям с тяжелыми нарушения адаптации (с синдромом Дауна или с ранним детским аутизмом) бывает трудно освоиться на новом месте, вступить в контакт с педагогом и активно участвовать в занятиях. Поэтому в начале лечебно-педагогической работы программа ребенка включает, в основном, индивидуальные занятия с одним специалистом, где он учится доверять взрослому и привыкает к Центру.
После ознакомительного этапа команда специалистов переходит к решению более конкретных педагогических задач. Одна из главных целей, база для последующей интеграции, — это развитие способности ребенка общаться со сверстниками. Для этого индивидуальные занятия постепенно переходят в микрогруппы. Это могут быть два или три ребенка, которые играют со своими знакомыми педагогами в одной комнате и учатся взаимодействовать друг с другом.
Когда дети чувствуют себя комфортно в таких маленьких группах, педагоги постепенно увеличивают количество детей до 8-10 человек. В таком составе проводятся коллективные игры, музыкальные, художественные, познавательные, спортивные занятия, развитие предметно-практической деятельности и навыков самообслуживания.
Регулярно проводятся педсоветы, на которых специалисты, работающие с ребенком, оценивают результаты своих усилий, корректируют дальнейшую индивидуальную программу.
В Центре применяются современные педагогические методики. Все сотрудники постоянно повышают свою квалификацию у ведущих специалистов страны.
Важной особенностью Центра семьи и детства «Мы вместе» является семейно-центрированная модель помощи, поэтому каждая семья может получить коллегиальную консультацию специалистов по вопросам развития ребенка с ОВЗ (психолог, логопед, дефектолог, неонатолог), индивидуальную и групповую психологическую поддержку, повышение родительской компетенции в школе ответственного родителя (лекции и семинары по детской психологии и семейным отношениям), возможность отдохнуть и расслабиться на творческих мастер-классах для родителей. К проведению занятий с детьми, а также при посещении воспитанниками Центра выставок и музеев привлекаются волонтеры – студенты профильных вузов, что позволяет детям с особенностями развития расширять свой круг общения.
Позитивные изменения, произошедшие в результате реализации практики
По отзывам родителей и по наблюдениям педагогов, большинство детей приобрели новые социальные навыки, такие как умение слушать и слышать ведущего, умение делиться игрушками, умение ждать своей очереди, умение выражать свои потребности различными способами (при отсутствии речи – картинками, жестами), стали более дисциплинированными, с большой охотой идут на занятия.
Формы поддержки, полученной при реализации практики
Проект реализуется при поддержке Администрации ГО г. Уфа и Благотворительного фонда «Урал».
Возможности и перспективы распространения реализуемой практики
Проект предполагает возможность тиражирования в других субъектах Российской Федерации.
Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику
Для прохождения специального обучения и стажировки возможно посещение специализированных российских учреждений, таких как Центр лечебной педагогики (г.Москва), Центр ранней помощи детям с синдромом Дауна Благотворительногого фонда «ДаунсайдАп» (г.Москва), Институт раннего вмешательства (г.Санкт-Петербург).
- Финансовые затраты на реализацию практики
- Отзывы граждан-получателей услуг в процессе реализации практики
- Проблемы и сложности при реализации